Показать на примере формирования классической теории тяготения процесс формирования первичных теоретических моделей и законов
В 1666 г. у Ньютона возникает мысль глобального тяготения, его родства с силой тяжести на Земле и мысль о том, каким образом можно вычислить силу тяготения. Подтверждение тождества силы тяготения и силы тяжести на Земле Ньютон проводит на базе вычисления центростремительного ускорения Луны в ее обращении вокруг Земли; уменьшив это ускорение пропорционально квадрату расстояния Луны от Земли, он устанавливает, что оно равно ускорению силы тяжести у земной поверхности. Обобщая эти результаты, Ньютон сделал вывод, что для всех планет имеет место притяжение к Солнцу, что все планетки тяготеют друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния меж ними. Дальше Ньютон выдвинул тезис, в согласовании с которым сила тяжести пропорциональна только количеству материи (массе) не зависит от формы материала и остальных параметров тела. Старая мысль взаимного рвения тел друг к другу («любви») благодаря Ньютону освободилась от антропоморфности и таинственности. В теории Ньютона тяготение стало как всепригодная сила, которая проявляется меж хоть какими материальными частицами независимо от их определенных свойств и состава, постоянно пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния меж ними. Ньютон показал неразрывную связь, взаимообусловленность законов Кеплера и закона конфигурации деяния силы тяготения обратно пропорционально квадрату расстояния. Законы движения планет предстали как следствия закона глобального тяготения. Причину и природу тяготения Ньютон не считал вероятным дискуссировать, не имея на этот счет достаточного количества фактов. Модели играют большую роль в научно-теоретическом познании. Теоретические модели не являются чем-то внешним по отношению к теории. Теперь рассмотрим процесс формирования теоретических схем. В развитой науке теоретические схемы вначале строятся как гипотетические модели (т.е. происходит формирование теоретической модели как гипотезы). Такое построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели. Генерация нового теоретического знания осуществляется в результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки, и в первую очередь от обоснованных опытом представлений картины мира, к гипотетическим вариантам теоретических схем. Стоит отметить, что данные схемы затем адаптируются к тому эмпирическому материалу, на объяснение которого они претендуют. Теоретические схемы в процессе такой адаптации перестраиваются, насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие (движение от оснований науки к гипотетической модели, ее конструктивному обоснованию и затем вновь к анализу и развитию оснований науки). Формирование законов быть может представлена в виде схемы: модель — схема — качественные и количественные расширения — метаматизация — формулировка закона — вот апробированная наукой цепочка.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |