Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие



2016-01-26 454 Обсуждений (0)
Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




Совокупный спрос (AD) — это тот реальный объем националь­ного производства, который домашние хозяйства, фирмы и госу­дарство готовы купить при каждом возможном уровне цен. За­висимость между общим уровнем цен и реальным объемом на­ционального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Эта зависимость описывает­ся кривой совокупного спроса. Изменение реального объема про­изводства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровня цен, отражается движением вдоль кри­вой совокупного спроса (рис. 7.1).

Рис. 7.1 Кривая совокупного спроса

 

Помимо общего уровня цен на совокупный спрос влияют сле­дующие неценовые факторы:

· изменения в расходах домохозяйств под влиянием: измене­ния реальной стоимости богатства;

· изменения в инвестиционных расходах в связи с измене­ниями: процентной ставки; ожидаемой нор­мы прибыли от инвестиций; налогов на предприятия; технологий производства;

· изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства — растет совокупный спрос, уменьшаются — совокупный спрос падает;

· изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных

Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается (при увеличении спроса сдвигается вправо, при уменьшении — влево) (см. рис. 7.1).

Совокупное предложение (AS) — это реальный объем нацио­нального производства при каждом возможном уровне цен. Бо­лее высокий уровень цен стимулирует увеличение объема про­изводства, более низкий — сокращение производства, т.е. меж­ду уровнем цен и национальным объемом производства суще­ствует прямая зависимость (рис. 7.2).

Кривая AS показывает реальный объем ВВП, который будет произведен при различных уровнях цен. Точка Qp характеризует потенциальный объем ВBП, т.е. объем, который достижим при полном использовании имеющихся ресурсов общества (при ес­тественном уровне безработицы).

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

· горизонтального (кейнсианского). Национальный продукт может изменяться (увеличиваться или сокращаться) при неизменном уровне цен. Очевидно, что любой объем про­изводства на отрезке 0 до Q1 свидетельствует о недопро­изводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут для увеличения объема произ­водства нанимать дополнительную рабочую силу, не уве­личивая заработную плату (за воротами много безработ­ных). Издержки производства не меняются, постоянны­ми остаются и цены;

· промежуточного. Увеличение объема производства сопровождается ростом цен. Безработица по мере продвижения ВВП от Q1 к Qp начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, заработная плата растет и расши­рение производства сопровождается ростом издержек про­изводства и цен.

· вертикального (классического). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться для увеличения производства нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «пере­манив» работников более высокой заработной платой, что
приведет к росту издержек производства и цен. Цены повысятся, а увеличение производства в одном месте вызо­вет сокращение производства в другом и национальный объем производства не изменится.

Рис. 7.2. Кривая совокупного предложения

Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупно­го предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся:

· изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

· изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурсов сопровождается снижением издержек производства и расширением предложения, и на­ оборот;

· изменения в налогообложении предпринимателей (рост на­логов сокращает производство, уменьшение — его расширяет).

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного пред­ложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства. Любой объем ВВП, при котором не достигается равенство совокупного спроса и совокупного пред­ложения, свидетельствует либо о недопроизводстве (AD >AS), либо о перепроизводстве (AS>AD) и невозможности реализо­вать продукцию (рис. 7.3)

Только при ВВП, равном Qe, совокупный спрос равен сово­купному предложению. Если ВВП равняется Q1, то спрос боль­ше предложения и производители будут увеличивать производ­ство, ВВП начнет расти и двигаться к Qе. Наоборот, если ВВП больше равновесного (Q2), то предложение превышает спрос и производители будут вынуждены сокращать производство. ВВП вернется к равновесному уровню Qе .

Рис. 7.3. Равновесие на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения

 

Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в со­вокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия увеличения совокупного спроса при неизменнос­ти совокупного предложения зависят от того, на каком от­резке совокупного предложения оно происходит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрез­ке совокупного предложения приведет к увеличению ре­ального объема ВВП, снижению безработицы но цены останутся неизменными; соответственно, сокращение со­вокупного спроса уменьшит ВВП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрез­ке совокупного предложения приведет к росту ВВП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен, соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВВП, росту безработицы.

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения не повлияет ни на реальный объем ВВП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут.

При сокращении совокупного спроса на промежуточном и вер­тикальном отрезках кривой совокупного предложения — объем ВВП и уровень занятости уменьшатся, но цены не снизятся. Рав­новесие будет достигнуто при тех же ценах и меньшем объеме ВВП. Дело в том, что в экономике действует так называемый эффект «храповика»). Цены гибки, легко меняются в одну сто­рону, в сторону увеличения, но в обратную сторону они практи­чески не движутся, становятся негибкими и не снижаются. Эф­фект «храповика» — это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохране­нию стабильности в случае сокращения совокупного спроса.

2. Последствия изменения совокупного предложения при неиз­менности совокупного спроса:

а) увеличение совокупного предложения приведет к увели­чению реального ВВП, сокращению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению реального объема ВВП и росту цен.

Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены, на­зывается стагфляцией.

 



2016-01-26 454 Обсуждений (0)
Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)