Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. Раздел, посвященный художественной культуре Европы XIX в



2016-01-26 637 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Раздел, посвященный художественной культуре Европы XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел, посвященный художественной культуре Европы XIX в., представляет собой историко-культурный очерк, повествующий о творческих исканиях великих мастеров литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры индустриальной эпохи. Впервые школьникам предоставляется возможность познакомиться и с некоторыми эпизодами истории возникновения «десятой музы» — киноискусства.

Учителю предстоит вместе с восьмиклассниками воссоздать панораму духовной жизни общества целого столетия; осмыслить причины смены творческих направлений; «вступить в диалог» с произведениями искусства, во всей глубине и противоречивости запечатлевшими свое время; помочь школьникам выработать личностное эмоционально-ценностное отношение к ним, осознав непреходящее значение великих творений для современного человека, живущего в начале третьего тысячелетия. Учитывая объем и степень сложности нового материала, целесообразно не проводить опрос учащихся.

Первый урок раздела посвящен литературе XIX в. Непосредственному знакомству с произведениями предшествует небольшая вводная беседа, в ходе которой учащиеся актуализируют свои знания и дают общую характеристику исторической эпохи, наступившей после революций XVIII в., описывают настроения, царившие в европейском обществе в начале столетия.

Для организации фронтальной беседы с классом учитель может использовать вопросы: 1) Каковы последствия буржуазных революций для европейских стран? Важно еще раз вместе с восьмиклассниками вспомнить о том, что буржуазные революции XVIII в. «переделали» Европу, открыв широкую дорогу техническому прогрессу, развитию индустриального общества.

2) Русский поэт Александр Блок в одном из произведений так охарактеризовал эту эпоху: «Век XIX, железный, воистину жестокий век!..» Как вы полагаете, какие реалии действительности, с вашей точки зрения, могут «оправдать» этот поэтический образ? В этой части беседы необходимо подчеркнуть, что новый мир, рождавшийся на развалинах старого общества, оказался весьма противоречив. С одной стороны, нельзя было не заметить и не оценить те грандиозные преобразования, которые принесли новые общественные отношения: технический прогресс, бурное развитие экономики, демократизация общественной жизни, некоторое расширение гражданских свобод, формирование основ гражданского общества и т. д. Однако осознать величие этих достижений было весьма непросто прежде всего потому, что новый общественный порядок ни в коей мере не являлся воплощением «царства Разума, Братства и Свободы», наступление которого предвещали просветители. Нравы, воцарившиеся в обществе, оказались еще более жестокими и неприглядными. Искусство поможет нам воссоздать противоречивый облик рождающейся индустриальной эпохи, поведает о появлении нового героя, который будет воплощать свое время, искать смысл жизни, размышляя о месте и предназначении человека в новом мире.

В том случае, если классу не удается в ходе беседы дать обоснованный ответ на вопрос о «железном и жестоком веке», его можно рассматривать в качестве проблемного задания либо предложить ученикам подумать над ним в качестве домашнего задания (возможно письменного).

Задача учителя — не только помочь понять причины возникновения различных творческих направлений и их характерные художественные особенности, но прежде всего, погружая школьников в мир культуры, создать условия для того, чтобы в их сознании манифесты представителей романтизма, реализма или импрессионизма обрели «плоть и кровь», наполнились дыханием жизни в художественных образах великих творений эпохи.

По мере того как школьники будут знакомиться с произведениями различных творческих направлений, их теоретические представления об особенностях стилей будут углубляться. На данном уроке целесообразно ограничиться лишь общей характеристикой тех направлений, которые упомянуты в учебнике, используя их в дальнейшем в качестве своеобразной канвы для создания панорамы художественной жизни общества XIX в.

При изучении данного раздела восьмиклассникам предстоит познакомиться с двумя ведущими творческими направлениями эпохи — романтизмом и критическим реализмом. Чтобы структурировать впечатления и создать педагогическую ситуацию, при которой ученики будут не просто следить за перипетиями судеб многочисленных литературных персонажей, предложим создать портрет некоего романтического (реалистического) героя, придумав ему внешность, историю жизни, события, участником или свидетелем которых он мог оказаться, и от его имени написать манифест, в котором отразить отношение героя к своей эпохе. Стоит порекомендовать учащимся включить в текст прямую речь или диалоги героя, которые позволят представить его мнение о современниках, отношение к тем или иным событиям, к искусству.

Начало XIX в. ознаменовалось рождением романтизма, явившегося реакцией на крах просветительских иллюзий, разочарование в философии мыслителей Просвещения. Материал о возникновении творческого направления излагается в объеме учебника. Учитель предлагает подумать о причинах изменения отношения к философским воззрениям XVIII столетия, используя вопрос: почему философия просветителей утратила свои позиции в общественном мнении с наступлением новой индустриальной эпохи? В ходе обсуждения важно обратить внимание на то, что любая художественная эпоха, переживая взлет, неминуемо переживает и закат, уступая место новой, идущей ей на смену. Философы века Просвещения создали ослепительно ясную, рациональную картину мира, но к началу XIX столетия блеск разума обернулся нищетой попыток этого самого разума проникнуть в сущность человека, общества, природы. Всеобщая гармония — общество Равенства, Братства и Свободы, до которой, как казалось просветителям, рукой подать, становится недостижимой мечтой. В чем же «просчитались» просветители, где допустили ошибку? Ответ на эту загадку будут искать историки и философы. Но найти разгадку можно и перелистывая страницы книг, вглядываясь в потемневшие полотна, вслушиваясь в музыкальный язык эпохи. Помня о том, что перед учениками стоит задача «сотворения» романтического героя, имеет смысл записать на доске проблемные вопросы, которые станут опорными вехами для творческой работы: что творцы романтического искусства открыли такого, что было «недоступно мудрецам» эпохи Просвещения? Какие чувства, мысли, переживания, поступки литературных персонажей выдвигают их в герои романтической эпохи? В чем причина их разлада с миром, обществом, с самим собой? Какие выходы из этого разлада предлагают своим героям творцы искусства романтизма?

В 30‑е гг. XIX в., почти в тот момент, когда романтизм переживал свой расцвет, в искусстве возникло новое направление — критический реализм, который не вытеснил романтизм и какое-то время сосуществовал с ним. В контексте общей характеристики критического реализма рассматривается и натурализм. Этот вопрос также излагается в объеме учебника. Акцент делается на причинах появления художественного направления, а также на том, как теории реалистов воплощались в художественных произведениях. В качестве опорных вопросов для творческой работы (написания реалистического манифеста) можно записать на доске следующие: что заставило творцов искусства почувствовать, что романтические герои не успевают за временем, «стареют», и поставило их перед необходимостью взглянуть на жизнь без романтического флера? Каков он — типичный герой реалистов? Какие открытия в познании человека сделали творцы искусства и какие новые грани его духовного мира воплотили в произведениях?

В контексте беседы учитель еще раз обращает внимание класса на то, что общие представления о творческих направлениях обретут художественное воплощение при знакомстве с произведениями искусства XIX столетия.

Учитывая объем материала, включенного в урок, рекомендуем отобрать авторов и произведения, которые станут центром более подробного обсуждения, в то время как другие будут даны обзорно. Выбор осуществляется в соответствии с конкретными условиями: степенью подготовленности класса, наличием книг в школьной библиотеке, собственными литературными пристрастиями педагога и т. д. На урок целесообразно отбирать небольшие, яркие, ключевые фрагменты произведений, которые ученики слушают или читают, комментируют, используют как аргументы в дискуссии и для ответов на вопросы.

В классе, где учащиеся имеют опыт групповой работы над проблемными заданиями, учитель может использовать в качестве такого задание 4 технологической карты, предложив восьмиклассникам подумать о том, можно ли говорить о преемственности в художественной культуре XVIII—XIX вв., о том, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учета творческих исканий романтиков.

Романтическая литература представлена в учебнике именами таких выдающихся мастеров, как Байрон, Гейне, Гюго, создавших яркий, неповторимый облик романтического героя. Этот новый герой сильно отличается от героев века Просвещения. Предложим восьмиклассникам подумать над основными отличиями, вспомнив для этого черты идеального героя XVIII в. Обобщая их ответы, отметим, что просветители создали образ деятельного человека, который, руководствуясь здравым смыслом, способен преодолевать любые трудности, совершает поступки, повинуясь чувству долга или доводам рассудка. Учитель может напомнить (прокомментировать или попросить это сделать восьмиклассников), что просветители часто цитировали слова Декарта: «Мыслю — значит существую» и Локка: «Мыслящий рассудок есть мерило всего сущего», в значительной мере объясняющих их понимание человеческой личности. Однако крах просветительских иллюзий, неудовлетворенность действительностью породили потребность в ином герое.

Творцы романтического искусства сделали огромный шаг на пути познания человека: в отличие от просветителей в человеческой природе они видели не только рациональное начало. Для романтиков одним из излюбленных авторов стал Шекспир (в этой части урока можно воспользоваться проблемным заданием 1 технологической карты). Вслед за великим драматургом они были убеждены, что на свете много есть такого, «что неизвестно нашим мудрецам», а едва ли не самая большая тайна мироздания — человеческая душа, в которой могут соединяться возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, свет и тьма. Жизнью героев управляет Случай, Провидение, слепая Судьба, которая вмешивается в события и все переиначивает на свой лад.

Если учитель располагает временем, он может предложить учащимся поразмышлять над введением к роману Гюго «Собор Парижской Богоматери», названному манифестом романтического искусства.

Несколько лет тому назад, осматривая собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обшаривая его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово:

АNАГКН

Эти греческие буквы, потемневшие от времени и довольно глубоко врезанные в камень, некие свойственные готическому письму признаки, запечатленные в форме и расположении букв, как бы указывающие на то, что начертаны они были рукою человека Средневековья, и в особенности мрачный роковой смысл, в них заключавшийся, глубоко поразили автора.

Он спрашивал себя, он старался постигнуть, чья страждущая душа не пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья.

...Вот это слово и породило настоящую книгу.

Уже на первых страницах романа читатель сталкивается с той силой, которая властно управляет жизнью героев. Учащимся предлагается подумать над вопросами: о какой силе идет речь в романе? Почему автор дает такое странное предисловие к роману? О чем он хочет сказать читателю?

Для знакомства с творчеством Байрона учитель отбирает фрагменты произведений, которые дают яркое представление о художественных особенностях романтического искусства. Чтобы придать работе с литературными текстами более целенаправленный характер, попросим учащихся подумать над вопросами: что характеризует поведение романтических героев? Какие особенности личности (внешность, поведение и др.) говорят о герое как о романтической личности (сравните с героями Просвещения)?

Учитывая возможности класса, для обсуждения на уроке могут быть рекомендованы следующие отрывки:



2016-01-26 637 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Раздел, посвященный художественной культуре Европы XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. Раздел, посвященный художественной культуре Европы XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)