Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются



2016-01-26 409 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются демографические проблемы и учащиеся уясняют влияние индустриальной революции на изменение социальной структуры общества. При проверке домашнего задания используются вопросы из методического аппарата учебника и задания из технологической карты. При этом особое значение придается обсуждению положительных и отрицательных последствий индустриальной революции для человека. Далее учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают для решения одно из познавательных заданий, заранее не написанных на доске.

На комбинированном уроке учитель раскрывает содержание, придерживаясь предложенного плана. Объем информации в учебнике вполне достаточный и не требует значительного расширения, а при рассмотрении вопроса об эмиграции следует обратиться к документу в конце параграфа — извлечению из работы М. Лернера «Развитие цивилизации в Америке», дающему дополнительные сведения об иммиграционных потоках. Учащимся может быть предложено ответить на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, почему самые мощные потоки европейской иммиграции направлялись в США? 2. Объясните, почему оживление иммиграционных потоков происходило в 1830 и 1880 гг. XIX в.

Для создания у подростков представления о новой буржуазии можно использовать прием персонификации. Рассказывая об истории жизни Сесиля Родса, учитель предлагает учащимся самостоятельно выделить характерные для предпринимателей того времени личные качества и образ жизни. Для понимания школьниками неоднозначности и сложности людей этого типа можно использовать приведенный ниже текст.

Создатель Британской империи.Одной из наиболее ярких личностей своего времени, получившей доступ не только к большим деньгам, но и к большой политике, был Сесиль Родс (1853—1902), пятый сын в семье английского приходского священника, ставший одним из богатейших людей в мире — «алмазным королем» и политическим деятелем. Уже в 1877 г. он написал: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».

Сесиль Родс считал, что англичан слишком мало на земле и все это якобы из-за недостатка жизненного пространства. Эмиграцию как путь решения проблемы Сесиль Родс не признавал: «Было бы бесчестно даже предположить это, поскольку, как я убежден, все мы считаем, что лучше бедность под своим флагом, чем богатство под чужим». Вывод напрашивался сам собой — необходимо расширять Британскую империю. Осуществлять эту цель, по замыслу Родса, должны были те, кто на родине не мог получить титулов и богатства. Главная ставка делалась на младших сыновей знатных семейств: ведь и он сам испытал участь младшего сына. Из этих мальчиков «благородной крови» создавался класс искателей приключений. Так и расширялась Британская империя. Крепко держали в руках бразды правления страной старшие сыновья, и каждое столетие приносили ей новые земли младшие.

Сесиль Родс мечтал после школы получить университетское образование, но в многодетной семье священника таких денег для пятого ребенка не имелось. Так полем деятельности для него стала Южная Африка. Когда семнадцатилетним юношей Сесиль Родс сошел на берег в порту Дурбан, у него не было ничего. Он начал самостоятельную жизнь на алмазных копях. Сначала искал алмазы, затем стал скупать участки земли у старателей. Позже С. Родс с компаньонами создал алмазную корпорацию «Де Бирс», и вскоре он стал ее директором, а затем — «алмазным королем». Деньги сами по себе его не интересовали: они были нужны для превращения Африки в колонию Великобритании. Этой главной идее он подчинил свою жизнь. Осуществил С. Родс и другую свою мечту — закончил Оксфорд, сочетая учебу с предпринимательской деятельностью.

В 80‑е гг. на территории зулусских племен были открыты богатые месторождения золота, началась невиданная золотая лихорадка. С. Родс организует поход на север, обещая каждому «пионеру» по пятнадцать участков для поисков золота. У большинства из этих людей не было ни гроша, но С. Родс им говорил: «Держитесь за меня, и я отправлю вас домой миллионерами». Тысячи человек прошли на север через земли племени ндебелов, пренебрегая запретом их вождя, а затем построили первые четыре форта. Самый южный назвали именем королевы Виктории. Так была создана новая колония — Родезия. Создали и новую компанию — «Золотые поля Южной Африки», и сама королева стала одним из ее пайщиков.

Для Родса наступил его звездный час. Хозяин алмазной и золотопромышленной компании, он свою предпринимательскую деятельность сочетал с политической: премьер-министр Капской колонии, член Тайного королевского совета. За что ему выпала такая честь? Огромные земли завоевал Родс для Британской короны и стал кумиром для англичан. Когда он приезжал в Лондон, толпы людей приветствовали его. Лавочники, рабочие, солдаты — все стремились выразить свое восхищение и уважение, а на обеды, дававшиеся в его честь, собирался весь цвет английской аристократии. Даже сама королева Виктория давала обед в честь Сесиля Родса.

Родc и другие «певцы империи» через прессу внушали всем англичанам, что их благополучие зависит от завоевания колоний. Именно Родс подготовил англо-бурскую войну (1899—1902), закончившуюся для Великобритании захватом новых земель. В этом он видел свое служение Англии.

После его смерти поэт Р. Киплинг написал стихотворение «Надгробное слово, посвященное памяти С. Родса». Там были такие строки:

Послушник мечты, что его вела,
Которой нам не понять,
Он в муках духа рождал дела —
Городам вместо слов стоять.

Далее учащиеся отвечают на вопрос: соответствует ли характеристика Р. Киплинга вашему представлению о С. Родсе? Рассказ о С. Родсе может стать темой ученического сообщения.

Если учитель организует урок в форме групповой работы, то после вступления (1-й пункт плана урока), сделанного учителем, и постановки познавательных заданий каждая группа получает свое задание: 1. Люди в движении. 2. Аристократия старая и новая. 3. Новая буржуазия и средний класс. 4. Очень разный рабочий класс. 5. Женский и детский труд. 6. Женское движение за равные права. В конце урока обсуждаются предложенные учащимся познавательные задания.

Как обычно, если представленное в учебнике содержание недостаточно для самостоятельной работы группы, следует предоставить ей возможность использовать дополнительный материал. В данном случае может быть расширено содержание раздела «Люди в движении».

Вы уже знаете, что для индустриального общества характерны миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».

Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Многим иммигрантам пришлось пережить горькое разочарование. «Америка — это одни обещания»,— говорили они. Часто случалось так, что ирландские или итальянские нищие становились американскими нищими, но некоторым из этих людей удалось достичь власти и уважения в чужой стране. Те, кто хорошо устраивался на новом месте, посылали родственникам письма и деньги. Одни только ирландские иммигранты послали в Ирландию в 40‑х гг. XIX в. более миллиона долларов, что подтолкнуло к переезду новые тысячи ирландцев. Так действовал принцип «Эмиграция рождает эмиграцию». Эмигранты хотели убежать из Старого Света, в котором их больше ничего не удерживало, и воспользоваться любыми возможностями Нового Света, где они были готовы делать все, что потребуется. Большую часть иммигрантов составляли крестьяне, но много было и горожан — безработных ремесленников, обанкротившихся хозяев магазинов, политических эмигрантов. В основном люди снимались с земли, которая не могла прокормить всех. Участок земли был слишком мал, средств на покупку новой техники не предвиделось, да и традиционный уклад сельской общины не способствовал внедрению новых методов хозяйствования. В этих условиях не оставалось надежды не только на свое будущее, но и на будущее детей. Тогда рождалась надежда изменить свою жизнь далеко за океаном. В то время говорили: «Богатые остаются в Европе, уезжают люди среднего достатка и бедняки». Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов создали «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли на Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивались у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, у каждого из которых был свой язык и свои обычаи.Эмигранты становились дешевой рабочей силой, согласной на любые, самые тяжелые условия труда.

Очень важно спросить у восьмиклассников: 1. Что из содержания урока представляет для вас особенный интерес и почему? 2. Подумайте, помог ли вам сегодняшний урок найти ответы на личные проблемы.

Вполне возможно, что для части восьмиклассников особый интерес может представить проблема эмиграции, поскольку она существует в нашем обществе.

В качестве домашнего задания, кроме текста параграфа, предлагается познакомиться с сюжетом из раздела для дополнительного чтения «Великий город», что необходимо для создания представлений о демографических процессах и развитии городов в эпоху формирования индустриального общества.

УРОК 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность 1. Городской рельсовый путь. 2. Все новости из газеты. 3. Технический прогресс и изменения в повседневной жизни. 4. Капризы моды. 5. Новые развлечения. Возможная личностно значимая проблема: повседневная жизнь человека изменяется в зависимости не только от его индивидуальности, но и от тех преобразований, которые происходят в индустриальном обществе
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали ее более интересной и комфортной, расширяли сферу деятельности человека, создавали новые профессии
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные и проблемные задания: 1. Чем вы можете объяснить то, что в XIX в. урбанизация стала одной из сторон процесса модернизации? 2. Подумайте, какие различия существовали в строительстве и развитии городов в XII—XV вв., в XVI—XVII вв., в XVIII—XIX вв. 3. Как вы понимаете следующее высказывание философа Карла Ясперса: «...Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека... Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду»? 4. Какие, на ваш взгляд, результаты человеческой деятельности в XIX в. оказали влияние на повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной эпохи? Форма урока: комбинированный урок или урок-конференция малых групп. Приемы деятельности учителя: беседа (об особенностях индустриального общества и модернизации), сюжетный повествовательный рассказ (о техническом прогрессе, пришедшем на службу человеку), обучение решению познавательных задач. При проведении конференции малых групп — организация выступлений учащихся и обобщение результатов их деятельности
Развитие умений учащихся Учатся определять круг информации, необходимой для решения познавательных заданий; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников; доказывать свою точку зрения
Основные понятия и термины Технический прогресс
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 4. Рабочая тетрадь. Образовательное пространство расширяется за счет экскурсий в этнографический музей, музей связи и др., чтения научно-популярной и художественной литературы: Д. Голсуорси. Сага о Форсайтах; Э. Золя. Дамское счастье; В. Г. Короленко. Без языка. Репродукции картин: К. Писсарро. Оперный проезд в Париже. Бульвар Монмартр; О. Ренуар. Купание на Сене. Качели. Мулен де ля Галет. Портрет артистки Жанны Самари; К. Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. Вокзал Сен-Лазар


2016-01-26 409 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)