Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с



2016-01-26 432 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с историей Японии. Поскольку одна из основных проблем курса — проблема модернизации и понимание тех условий, которые делают реальной возможность этого процесса, то вопрос о причинах успешной модернизации в Японии и отсутствии успеха в этом вопросе в Китае имеет уже не частное, а всеобщее значение.

Проверка домашнего задания должна носить обучающий характер и обеспечивать углубление понимания восьмиклассниками процесса модернизации вообще и причин успеха этого процесса в Японии. Важно подчеркнуть, что Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. позволил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капиталистических стран.

Затем учитель знакомит восьмиклассников с темой и планом урока, его главными проблемами и познавательными заданиями и предлагает выбрать какое-либо задание для индивидуальной работы. Задание 5 обязательно для всех, так как имеет важное методологическое значение.

Вспомнив историю Китая в XVII—XVIII вв. (см. вопросы опережающего повторения), учащиеся переходят к изучению содержания урока.

Учитель предлагает восьмиклассникам подумать над вопросом: какие причины побудили Запад осуществить насильственное «открытие» Китая? Получив ответ на этот вопрос, учитель начинает сюжетный повествовательный рассказ по первому и второму пунктам плана. Содержание учебника вполне достаточно для раскрытия названных сюжетов, тем не менее следует подчеркнуть, что китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, присущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти ценности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов.

Кризис империи начался с увеличения ввоза в страну опиума, что приводило не только к отравлению населения, но и выкачиванию из Китая серебра и обесцениванию медных денег, которыми пользовались миллионы крестьянских семей. Одно за другим вспыхивали восстания, особенно на юге страны. Восстаниями руководили различные тайные общества, чьи лозунги и требования носили религиозный, чаще всего буддийский, характер: восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. Положение основной массы населения — крестьянства — было отчаянным.

Более 2/3 земли находилось во владении крупных помещиков, и почти 90% населения составляли безземельные батраки и арендаторы. Вместе с тем население Китая быстро увеличивалось. С начала и до середины XIX в. число жителей в стране выросло со 180 до 400 млн человек. Крестьянские земельные наделы сокращались, и прокормить семью на те жалкие средства, которые оставались после выплаты помещику (за аренду отдавали 50% урожая) и сборщикам налогов, было невозможно.

Вождем тайпинов стал Хуан Сюцюань (1814—1864) — сельский учитель, выходец из крестьян, трижды пытавшийся сдать экзамен на звание ученого. Во время поездок в Гуанчжоу (Кантон) для сдачи экзаменов он сблизился с христианскими миссионерами и попал под влияние их идей. Так в основу его учения легли занесенные в Китай европейскими миссионерами принципы христианской морали и идеи всеобщего равенства в соединении с древним конфуцианством. Хуан Сюцюань основал новое «Общество поклонения Богу» с традиционной для китайцев сплоченностью, железной дисциплиной и повиновением младших старшим. Он заменил буддийские лозунги и изображения почитанием христианского Бога, отождествленного с конфуцианским Небом. Эта смесь христианства и конфуцианства оказалась жизнеспособной и увлекла миллионы китайцев, ставших тайпинами.

Продолжая вести борьбу против императорского правительства и феодалов, тайпины стали проводить реформы, которые отражали утопические мечты крестьян о создании общества, в основе которого лежал принцип уравнительного распределения материальных благ.

Основной хозяйственной, политической и военной единицей должна была стать крестьянская община, состоящая из 25 семей. Все запасы и деньги, за исключением прожиточного минимума, должны были поступать в общую кладовую для дальнейшего справедливого распределения. Каждая община должна была создать один взвод, его командиром являлся староста. Солдатам в мирное время предписывалось заниматься полевыми и ремесленными работами. Война не позволила провести в жизнь закон о земле (предполагалось отменить собственность на землю), но кое-что тайпины сделали: значительную часть налогов они переложили на крупных землевладельцев, беднякам же предоставлялись налоговые льготы; снизили арендную плату за землю; уменьшили торговые пошлины; после объявления Нанкина столицей своего государства разрешили свободно ввозить на его территорию иностранные товары. Впервые в истории Китая женщины получили право на образование. Все высшие должности в государстве стали в равной мере доступны как мужчинам, так и женщинам. Были запрещены проституция и обычай продавать девушек замуж. Мальчики и девочки учились раздельно, но по одинаковой программе.

Рассматривая причины неудачи курса политики самоусиления, следует сравнить его с реформами Мэйдзи. Необходимо подчеркнуть, что продуманной и принятой на высшем государственном уровне новой экономической политики в Китае не существовало. Все новые прогрессивные мероприятия проводились в отдельных регионах страны фактически без участия центральной власти. Кроме того, перенималось только то, что не противоречило китайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что нашло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китайская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослабляла империю и продажность государственного аппарата, коррупция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиления.

При изучении вопроса о «100 днях» реформ можно дать восьмиклассникам задание самостоятельно прочитать этот раздел параграфа и сравнить реформы в Китае с реформами Мэйдзи. Сравнительный анализ поможет учащимся сделать вывод, что реформы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капиталистического хозяйства.

Очень важно отметить, что традиционное сознание крестьянства помешало ему поддержать реформы, привело к их осуждению, увидело в попытке реформ злые намерения иностранцев. Традиционный Китай оказался закрытым для коренных перемен. Ненависть ко всему, что выходило за рамки традиций, ко всему иностранному привела к восстанию ихэтуаней. Это не было обычным крестьянским восстанием, направленным на защиту социальной справедливости. Это было выступление в защиту старых традиций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз восставших с государственной властью.

Рассказ о «новой политике» Цыси ограничивается рамками учебника. Далее происходит обсуждение основной проблемы урока (см. технологическую карту, задание 5) и возможной личностно значимой проблемы.

Содержание урока еще раз позволяет учащимся убедиться в огромной роли, которую играют в историческом развитии общества традиции и духовные ценности.

УРОК 30. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Индия: насильственное разрушение традиционного общества 1. Индия — жемчужина Британской короны. 2. Вхождение в мировой рынок — благо или трагедия? 3. «Мир стучится в ворота сельской общины». 4. Изменения в составе индийского общества: средний класс и интеллигенция. 5. Великое восстание 1857 г.: война против английского господства или война за возвращение к старым традициям? 6. Рост национального самосознания. ИНК. Б. Тилак. Возможная личностно значимая проблема: понимание особенностей развития того или иного общества невозможно без знания основ религиозных учений, которые распространены в нем
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают о происходивших в индийском традиционном обществе изменениях: колонизаторы насильственно разрушали традиционные методы ведения хозяйства, но при этом наталкивались на сопротивление большей части индийского общества; понимают, что зарождение капиталистического предпринимательства привело к появлению национальной буржуазии и интеллигенции; отмечают, что рост национального самосознания этих слоев населения привел к созданию ИНК и усилению антиколониальных движений протеста, охвативших все индийское общество
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Как вы думаете, почему английские колонизаторы, являясь в Индии меньшинством, смогли не только укрепиться и овладеть этой страной, но и, несмотря на растущее сопротивление народа, сохранили свое господство в течение всего XIX в.? 2. Подумайте, почему не городское население, а крестьянская масса, традиционная индийская община, была той самой силой, которая сильнее всего сопротивлялась колониализму и связанными с ним новшествами. 3. Оцените с позиций различных слоев населения Индии факт ее введения колонизаторами в мировой рынок. 4. Чем вы можете объяснить, что Индия не избежала колониальной зависимости, в то время как Китай стал только полуколонией, а Япония сохранила политическую независимость? Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии и сообщениями учащихся. Приемы деятельности учителя: образное повествование (Индия — жемчужина Британской короны; Вхождение в мировой рынок — благо или трагедия?; ИНК), аналитическое описание (Изменения в составе индийского общества: средний класс и интеллигенция), сюжетный повествовательный рассказ (Великое восстание 1857 г.)
Развитие умений учащихся Учатся использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи, углубляющие знания о традиционном и индустриальном обществах; делать сообщения; решать познавательные задания (используют как новые, так и ранее полученные знания для их решения); использовать произведения художественной литературы; вести диалог; участвовать в дискуссии; предъявлять решения познавательных заданий и варианты личностно значимых проблем
Основные понятия и термины Сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные»
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 29. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995.— Т. 1. — С. 597—598 (Юность Ганди); В. Варма. Лакшми Бай, Рани Джанен. — М., 1959; Э. Выготская. Опасный беглец. Пламя гнева. — Л., 1956


2016-01-26 432 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)