Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме, но и использовать форму сюжетно-ролевой игры.

Рассмотрим вариант комбинированного урока. Проведя, как обычно, проверку домашнего задания, учитель знакомит школьников с темой и планом урока, с познавательными заданиями. Следующим этапом обучения является обращение к вопросам опережающего повторения и работа с картой — учащиеся называют и показывают земли, входившие в состав Австрийской империи, указывают на имевшиеся противоречия. На доске можно написать характеристику империи, данную немецким философом Гегелем в начале XIX в.: «Австрия — это не королевство, а империя, совокупность многих политических организмов, которые сами по себе являются королевствами». Далее учащиеся комментируют это высказывание. Выслушав ответы школьников, учитель обращает их внимание на познавательное задание 4 и указывает, что оно обязательно для всех. Одна из смысловых задач урока заключается в том, чтобы учащиеся не только углубили понятие империя, но поняли, что такое государственное образование является временным: рано или поздно империи распадаются.

Учитель говорит, что «в королевствах и землях, входивших в состав империи, укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Однако монархия Габсбургов менее всего была приспособлена к совместному проживанию немцев, венгров, поляков, евреев, словенцев, хорватов, сербов, итальянцев, чехов, словаков, румын и русинов. Посмотрим, как Габсбурги пытались справиться с проблемой сохранения империи».

Первый и второй пункты плана рассматриваются в рамках учебника.

При изучении вопроса о революции 1848 г. учащимся предлагается подумать, какие причины привели к мощному подъему народного движения в империи Габсбургов. Затем следует подробное эмоциональное повествование, включающее и элементы драматизации. По ходу рассказа учителя школьники могут вести в тетрадях хронологический дневник событий.

Можно добавить, что во время мартовского восстания 1848 г. в Вене среди таких требований народа, как парламент, свобода печати, суд присяжных, полная отмена системы Меттерниха и др., тысячная толпа под окнами императорского дворца громко кричала: «Долой Меттерниха!» После долгих колебаний канцлер подписал прошение об отставке, которое с восторгом встретили жители Вены. Город был освещен десятками тысяч свечей и ракетами, улицы были оглашены пением. Через несколько дней бывший канцлер империи, вершитель судеб многих европейских народов, один из столпов политического консерватизма, бежал из страны.

Рассказывая о поисках путей для сохранения монархии и создании двуединой монархии, можно более подробно остановиться на причинах принятия компромиссного решения и политическом устройстве Австро-Венгрии. Для рассказа об императоре Франце Иосифе следует использовать материал в конце параграфа, рекомендованный для дополнительного чтения. Очень важно отметить такую черту императора, как способность идти на компромисс. Затем учитель говорит:

«Вы помните, что под влиянием революционных событий 1848 г. Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. он ее тихо отменил. В обессиленной революцией империи это прошло достаточно спокойно.

Вы уже знаете, что поражение в войне с Пруссией пошатнуло авторитет империи на международной арене. Мало того, что Венецию пришлось отдать итальянцам, спор между двумя соперниками, кому стоять во главе будущей объединенной Германии, решился в пользу Пруссии.

Неспокойно было и в стране. Опять происходили волнения в Венгрии, что играло на руку Пруссии, надеявшейся на еще большее ослабление Австрийской империи. В этих условиях возросла необходимость укрепить целостность государства. Как это сделать? Пришлось идти на компромисс.

В 1867 г. последовало австро-венгерское соглашение, преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоящую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств — Австрии и Венгрии. Решение это император принял неожиданно для немцев, и не все его одобряли.

Теперь Франц Иосиф имел титулы императора Австрии и короля Венгрии. Венграм вернули конституцию 1848 г., которой они добивались почти двадцать лет. В Австрии издали новую, так называемую декабрьскую конституцию. Так империя стала конституционной монархией, но за императором сохранялись большие права: он утверждал или отклонял законы, принимавшиеся парламентами Австрии и Венгрии, а в особо важных случаях мог издавать законы от своего имени; созывал и распускал австрийский и венгерский парламенты. Император также исполнял роль председателя на совещаниях правительств, назначал и увольнял глав правительств и общих австро-венгерских министров. В империи существовало три общих министерства: военное, финансов и иностранных дел. Кроме того, общими были флаг, армия, финансовая система и внешняя политика. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ.

Право голоса получили только владельцы собственности. Голосование было открытым. Отсюда становится ясным и состав парламентов. В Австрии в верхней палате были представлены знатные дворянские фамилии, а нижняя палата хоть и избиралась, но из-за высокого имущественного ценза правом голоса могли пользоваться только 6—7% населения. В составе Венгрии автономию получила Хорватия.

Соглашение 1867 г. должно было разрешить кризис в Австрийской империи. Посмотрим, что из этого получилось».

Далее следует сюжет о борьбе чехов за создание триединой монархии. И здесь важно показать, как националистическая идеология превращает бывших либералов в людей с имперским сознанием. Чехи смогли убедиться в том, что никто им навстречу не идет, а даже австрийские либералы, гордо называвшие себя «людьми 1848 г.», рассматривают предоставление Чехии автономии как «распад империи». В отчаянии чешские политические деятели поехали даже в Россию и Францию, чтобы рассказать Александру II и Наполеону III о своем бедственном положении в составе империи. Узнав об этом «путешествии», немецкие либералы закричали о «государственной измене», а Франц Иосиф задумался о том, что же сделать для чехов, чтобы впредь они не подрывали авторитет монархии. Нужны были новые компромиссы.

Тем временем обстановка в Чехии становилась напряженной. Уже в 1868 г. в Чехии и Моравии происходили демонстрации, заканчивавшиеся сражениями между чехами и немцами. Чешские депутаты демонстративно отказывались от участия в работе австрийского парламента. Не сразу, но австрийскому правительству пришлось пойти на компромисс, сторонником которого стал и Франц Иосиф. Последовал ряд демократических реформ (см. учебник). Однако политика компромиссов наталкивалась на протест со стороны националистов.

Когда были приняты постановления о языке, в Чехии и Моравии начались демонстрации протеста со стороны немецкого населения. Можно было подумать, что их лишили каких-либо жизненно важных прав, хотя всего-навсего очень скромные права предоставлялись другому народу. Немецкие националисты бесчинствовали: срывали национальные кокарды с головных уборов чехов, громили помещения чешских организаций, избивали прохожих. Беспорядки перекинулись в Австрию. Против законов объединились все немецкие политические партии, в том числе и социал-демократы. Депутаты-немцы решили «свалить» правительство. Сначала они отказывались участвовать в работе парламента, и когда польские и чешские депутаты хотели продолжать заседания, то немецкие депутаты начинали петь, кричать. Они даже бросались чернильницами и устраивали драки. Император распустил парламент, а когда через несколько месяцев его созвали, то все повторилось с новой силой. Пришлось прибегнуть к помощи полиции. Франц Иосиф отправил в отставку правительство и отменил законы о языке. Славянские народы убедились в том, что их надежды на разрешение национальных проблем через австрийский парламент — иллюзия. Кризис в империи усугублялся.

Национальные разногласия, приведшие Австрию к почти безвыходному положению, существовали и в Венгрии. В начале XX в. на 8 млн венгров приходилось 18 млн лиц других национальностей. Политика венгерского правительства по отношению к сербам, хорватам, румынам и русинам была жестокой. После 1867 г. в Венгрии стала проводиться политика насильственной мадьяризации. В деревнях сербские, хорватские, словенские и румынские крестьяне работали на венгерских помещиков, что тоже обостряло национальные отношения. В целях сохранения империи правительство перешло к «политике одинаковых подачек» (см. учебник).

Сюжет «Промышленная революция» изложен в учебнике в достаточном объеме.

Рассказывая о проблемах империи в конце XIX — начале XX в. («Накануне крушения»), учитель может добавить, что в это время в империи усиливались националистические настроения, развивался антисемитизм. Экономические кризисы приводили к банкротству многие фирмы, масса «маленьких людей» теряла деньги. Их ненависть была направлена против крупного капитала, который они считали виновным в потере своих сбережений. В этой обстановке создавалась благоприятная атмосфера для антисемитской пропаганды, обвинявшей во всех бедах еврейских банкиров и промышленников. В Вене было много врачей, адвокатов, мелких купцов, ремесленников еврейского происхождения. «Маленькие люди» постоянно сталкивались с ними как с конкурентами и именно на них изливали свое недовольство. Страх и незащищенность рождали расовые «теории», выдававшие себя за учения, направленные на спасение гибнущего мира. Комплекс страха выражался и в антисемитизме, и многие партии использовали его для усиления своего влияния на массы.

Содержание урока позволяет школьникам убедиться в том, что создание двуединой монархии не уничтожило противоречий, раздиравших империю, а добавило новые. И чем больше независимости от центра предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям (с целью сохранения империи), тем активнее возникали обратные процессы — стремление выйти из ее состава. Национальное самосознание «вассалов» росло, и в начале XX в. империя держалась на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.

Рассказывая об убийстве наследника престола, племянника императора эрцгерцога Франца Фердинанда, следует уделить внимание его персоналии.

К 1913 г. Франц Фердинанд стал генеральным инспектором всех вооруженных сил и сосредоточил в своих руках реальную власть в армии. Он придавал большое значение решению национального вопроса и полагал, что для сохранения монархии необходимо создать федерацию австро-немецких, венгерских и славянских земель, что всем народам должно быть предоставлено равноправие и гарантировано свободное развитие их национальных культур.

Он выступал против двуединой монархии, против мадьяризации живущих в Венгрии народов. Любви среди населения империи Франц Фердинанд не снискал — мешали авторитарный характер и взрывной темперамент. Его опорой была армия.

Последняя часть урока и выводы по его содержанию рассматриваются в пределах учебника.

При проведении урока в форме сюжетно-ролевой игры следует за две недели до занятия распределить среди учащихся класса основные проблемы и сюжеты для самостоятельного изучения. Темы выступлений в своей основе соответствуют названиям разделов параграфа. В качестве тем для дискуссии и сообщений также могут быть использованы формулировки познавательных заданий. Отдельные выступления следует посвятить персоналиям — Францу Иосифу, Францу Фердинанду. Учитель ведет заседание круглого стола и делает общие выводы (причины непрочности и исторической обреченности империй и пагубность националистической идеологии, губящей попытки демократических преобразований).

На дом следует задать повторение основных вопросов главы (см. раздел учебника «Подведем итоги»).

Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (3 ч)

УРОК 25. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Соединенные Штаты Америки в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики 1. Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка». 2. Особенности промышленного переворота. 3. Американский идеал — «человек, у которого нет хозяина». 4. Плантационное хозяйство на Юге. Применение труда черных рабов. 5. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. 6. А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства. 7. Значение Гражданской войны. Возможная личностно значимая проблема: если государство заинтересовано в преданности своих граждан, оно должно проявлять о них заботу
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что идеалом американца являются личная свобода и индивидуализм, что находит свое воплощение в положении фермера; воспринимают институт рабства как насилие над личностью; понимают его антигуманную сущность; осуждают расизм; уясняют, что главными задачами в Гражданской войне были необходимость сохранения территориальной целостности государства и отмена рабства
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Выделите особенности промышленной революции в США. 2. Англичанин Олмстед в книге «Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам» писал: «Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...» Как вы думаете, когда могла быть написана эта книга — до или после Гражданской войны? Свою точку зрения аргументируйте. 3. Оцените действия Авраама Линкольна, направленные на сохранение целостности государства. 4. Как вы думаете, какое значение имела победа северян в Гражданской войне для дальнейшего развития процесса модернизации? Форма урока: комбинированный урок (1) или сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков на тему «Авраам Линкольн — президент, сохранивший республику» (2). Приемы деятельности учителя: 1) Аналитическое описание (Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка»; Особенности промышленного переворота), образное повествование («Человек, у которого нет хозяина», Плантационное хозяйство на Юге), сюжетный повествовательный рассказ (Аболиционизм. Восстание Джона Брауна; А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства), беседа (Значение Гражданской войны). 2) Учитель руководит учебно-игровой и коммуникативной деятельностью учащихся
Развитие умений учащихся 1) Учатся переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы. 2) На основе самостоятельного изучения исторической литературы готовят индивидуальные и групповые сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы; развивают коммуникативные умения; участвуют в дискуссии
Основные понятия и термины Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 24. Рабочая тетрадь. Карты: «Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США (1775—1783 гг.)», «Территориальное расширение США в 1783—1867 гг.», «Гражданская война в США в 1861—1865 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 550—552 (Авраам Линкольн); Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 227—250; Е. Б. Черняк. Судебная петля: Секретная история политических процессов на Западе. — М., 1991. — С. 480—485; У. Уитмен. Листья травы. Сборник стихотворений. — М., 1982; Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома; М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльбери Финна; В. А. Война. Кондуктор тайной железной дороги Гарриет Табмен. — М., 1965; Н. Кальма. Джон Браун. — М., 1985; Л. Рубинштейн. Честный Эйб. — М., 1965; М. Митчелл. Унесенные ветром; К. Сергиенко. Увези нас, Пегас!; Р. Хилдред. Беглый раб. — М.; Л., 1960; С. Н. Бурин. На полях сражений Гражданской войны в США. — М., 1988


2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. Содержание урока позволяет не только провести его в традиционной форме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)