Структура финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Содержание финансового менеджмента составляет ответ на вопрос: как искусно руководить этим движением и отношениями. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления) 2) управляющая подсистема (субъект управления). Объектомуправления выступают финансы предприятия и его финансовая деятельность: совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Особенности формирования капитала и финансовых ресурсов, формы и методы распределения этих финансовых ресурсов, объемы и интенсивность денежных потоков, и другие условия финансовой деятельности существенно различаются на отдельных предприятиях. Поэтому с позиций особенностей осуществления финансового менеджмента возникает необходимость классификации предприятий как объектов финансового менеджмента по отдельным классификационным признакам. 1. По формам собственности с позиций финансового менеджмента принято выделять предприятия государственном и негосударственной форм собственности. Важной отличительной особенностью государственных предприятий с позиций финансового менеджмента является то, что в процессе формирования финансовых ресурсов определенная их часть может рассчитывать на государственную поддержку (финансирование за счет бюджета, предоставление льготных кредитов, получение государственных гарантий при привлечении иностранных займов и т.п.). Предприятия негосударственных форм собственности созданы в основном на протяжении последних двух десятилетий, поэтому структура их активов и капитала сформированы более оптимально. Эти предприятия, как правило, оперативней реагируют на изменения конъюнктуры товарного и финансового рынков, поэтому интенсивность денежных потоков на них существенно выше, а формы диверсификации финансовой деятельности значительно многообразнее, чем на предприятиях государственной формы собственности. 2. По организационно-правовым формам деятельности различают три принципиальных вида предприятии индивидуальные, партнерские и корпоративные. 3. По отраслевому признаку предприятия подразделяются в соответствии с действующим классификатором отраслей (видов деятельности). Отраслевые особенности финансовой деятельности предприятий характеризуются существенными различиями удельной капиталоемкости продукции (объема капитала на единицу стоимости произведенной и реализованной продукции); соотношения оборотных и внеоборотных активов (на предприятиях сферы обращения преобладает доля оборотных активов, а на предприятиях производственного сектора экономики - внеоборотные активы); продолжительностью операционного никла {определяющего различную скорость обращения оборотных активов и капитала в целом). 4. По размеру собственного капитала предприятия принято подразделять на малые, средние, большие и крупные. Размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления. 5. По монопольному положению на рынке выделяются предприятия, занимающие монопольное положение по критерию доли реализации на соответствующем рынке своей продукции; предприятия, осуществляющие свою деятельность в конкурентной рыночной среде. Основная 6. По стадии жизненного цикла выделяют предприятия, находящиеся на стадии "рождения" "детства", "юности", "ранней зрелости", "окончательной зрелости", и "старения". Особенности финансовой деятельности предприятий, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, заключаются в различных уровнях инвестиционных потребностей (а соответственно и различных темпах прироста общего объема финансовых ресурсов); различных возможностях привлечения заемного капитала; уровне диверсификации финансовых операций; уровне финансового риска. Учет особенностей отдельных предприятий как объекта финансового управления позволяет более эффективно осуществлять финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определенных субъектов управления. Субъектуправления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы; 3) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение. Группы специалистов, входящие в состав субъектов делятся на: 1. Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности. В этом случае в привлечении для осуществления этих функций специалиста — наемного работника нет необходимости. 2. Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом — наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием. Такие специалисты используются в основном на предприятиях для общего руководства финансовой деятельностью. 3. Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом — наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия. С увеличением объемов финансовой деятельности и ее диверсификацией потребность в финансовых менеджерах всех уровней будет возрастать, а их специализация -постоянно расширяться. В основе работы финансового менеджера, как и любого другого, находятся все те же четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. В данном случае объектом приложения этих функций являются финансы предприятия. И только объектом мотивации является сам менеджер, и его желание хорошо выполнить и улучшить свою работу.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |