Традиционная педагогика
1) Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский).
2) Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (Смирнов С.А.).
При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.
þ Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания. Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. Воспитание – взаимодействие. Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Гуманистическая педагогика Гуманизм— совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей 1) Гуманистическое воспитание – имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса (В.А.Сластенин) Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов: ü безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; ü проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; ü осознание и признание права личности быть не похожей на других; ü предоставление права на свободный выбор; ü оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; ü владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций; ü учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка
2) Воспитание (в гуманистической парадигме) –это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации его субъектов (Е.В. Бондаревская).
При таком подходецель воспитательного процесса— создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом (В.А. Сластенин).
Структура процесса воспитания Процесс воспитания – сложная динамическая система, имеющая свою структуру.
И.П. Подласый
1 этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. 2 этап – знания должны перейти в убеждения. Убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. 3 этап – формирование чувств. Только опираясь на чувства можно достигнуть результата в воспитании.
П.И. Пидкасистый
********************************************************************************
По характеру направленности воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
Список неэффективных коммуникаций (см. приложение)
В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному воздействию: 1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция... Дети не уважают суетливость. 2. Давать ему время... Примерно каждый второй из детей не справляется с темпами, требуемыми взрослыми, и каждый десятый — медлительнее остальных. 3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия 4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И несмотря ни на что жить можно, и жить хорошо... Примем закон: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром». 5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистично. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка... 6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все должно делаться и говориться уверенно. 7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами). 8. Пример - под вопрос. Главное — не безупречность образца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверительны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяжкие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются. 9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинственности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить. 10.Учитывать состояние.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |