Понятие социально-культурной деятельности. Принципы и функции социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность" складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность. Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации. Культурно-досуговая деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды). Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей. К культурным ценностям относятся: -нравственные и эстетические идеалы; -нормы и образцы поведения; -языки, диалекты, говоры; -национальные традиции, обычаи, обряды; -фольклор; -художественные ремёсла и промыслы; -произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие историко-культурную значимость. Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Функции и принципы социально-культурной деятельности. Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время. Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Функции социокультурной деятельности. 1. Адаптационная – освоением человеком основ культуры необходимых ему для адаптации к социуму (культура поведения, нравственные качества, культура речи, быта). Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие «социокультурная деятельность». 2. Развивающий характер социокультурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное и рабочее время. Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество элементов – это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т.д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, тепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки). Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывает культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. 3. Коммуникативная функция – предполагает создание условий для реализаций потребностей личности в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки), формирование деловых и межличностных отношений, позитивного восприятия людьми друг друга. Различны уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, учрежденческий, массовый. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (коллективы, студии), то на учрежденческом – это множество людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах, концертных залах, музеях, кино, учебных заведениях, библиотеках, парках). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей. 4. Образовательная – это функция отмечается постоянством, поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция предполагает постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, повышения уровня образованности человека, дополнение и углубление знаний. 5. Культуроориентирующая – последовательное приобщение личности к миру культуры (инкультурация); культура быта, труда, отдыха, внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности человека. 6. Культуросозидающая – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, прикладного творчества, в различные виды общественной деятельности человека по осуществлению социальных проектов. 7. Культуроохранительная – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и отечественной культуры, образцов национальной традиционной культуры. 8. Рекреационно-оздоровительная – формирование празднич-но-обрядовой культуры, организация зрелищно-развлекательного и оздоровительного досуга. С целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность психологической разрядки человека. Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения), а во многих случаях она направлена на социально- культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Эта функция предполагает создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии соревнования. Принципы социально-культурной деятельности: - принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности; - принцип развития инициативы и самодеятельности; - принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения; - принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры; - принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей; - принцип эстетизации общественной жизни.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (981)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |