Прикладная культурология в системе гуманитарных дисциплин. Основные функции прикладной культурологии
Культурология— формирующаяся в российском обществознании теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Название дисциплины произведено от латинского слова cultura и давно прижившегося в русском языке окончания «...логия» (от греч. logos — слово, понятие, учение) в словах, обозначающих некоторую область знания, научную дисциплину. Специфика культурологииобычно усматривается в её интегративном характере: бытие и деятельность человека и общества здесь трактуются как целостные феномены. Поэтому культурология— междисциплинарная отрасль знания.Она претендует на выявление наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры,исследует генезис, функционирование и развитие культуры как целогои её составляющих. Поскольку очевидное проявление духа — духовность — является неотъемлемой составляющей культуры, сегодня у некоторых российских культурологов появляется возможность и соблазн отождествить развитие духа, которое Гегель рассматривал как сущностное содержание движения в мире, с развитием культуры. Приравнять систему Гегеля к теории культуры тем более соблазнительно, что Гегель постоянно говорил о развитии духа в человеке как об образовании (нем. Bildung). А культура и образование связаны самым тесным образом. Поэтому в многотомном собрании сочинений Гегеля, издание которого на русском языке было начато еще в 30-е годы, во многих местах гегелевское «образование» («Bildung») было переведено как «культура». Это относится, прежде всего, к известному параграфу 187 из «Философии права»: перевод 1934 года использует здесь термин «культура». Везде, где Гегель прямо писал «образованный человек», в русском переводе 1934 года появился «человек культурный» (см.: Гегель Г. Соч. Т. VII. М.-Л.: 1934, с. 215-216, 222). Соответственно получилось, что речь здесь идет о культуре. Перевод 1990 года восстановил подлинный гегелевский термин «образование». И этот, более современный, перевод ближе к мысли Гегеля, чем предшествующий. Философ имел в виду не культуру в прямом смысле, а процесс совершенствования сознания, образование, формирование «теоретической культуры». Она, по Гегелю, представляет собой «не только многообразие представлений и знаний, но и подвижность и быстроту представления и перехода от одного представления к другому, постижение сложных и всеобщих отношений и т.д. — формирование рассудка вообще, а вместе с тем и языка» (Гегель Г. Философия права. М.: 1990. С. 239). Под «практической культурой» здесь же предлагается понимать потребность и привычку к занятиям вообще (там же). Совершенно очевидно, что Гегель ведет речь именно об образовании, а не о культуре, тем более не о культуре в современном значении этого термина. Так что объявлять Гегеля создателем теории культуры — значит делать большую натяжку, выдавать желаемое за действительное. Больше всех на звание «создателя культурологии» мог бы претендовать американский антрополог Л. Уайт, опубликовавший книги «Наука о культуре» (“The Science of Culture”, N.Y., 1948) и «Эволюция культуры» (“The Evolution of Culture”, N.Y., 1959) . При этом ещё в 1871 г. первую главу своей книги «Первобытная культура» Э.Б. Тайлор назвал «Наука о культуре», а вторую — «Развитие культуры». ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ: - научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации; - политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование; - культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа"; - культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности; - культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества; - взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения; - культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |