В чем состоят жанровые особенности «Слова о полку Игореве»?
Весьма сложным оказывается вопрос о жанр. принадл-ти «Слова». Автор памятника не может нам помочь: он сам называет свое произведение то «слово», то «песнь», то «повесть» («Почнемъ же, братие, повесть сию...»). Не имеет «Слово» аналогий среди других памятников ДРЛ. - это либо произведение исключит-е в своем жанровом своеобразии, либо — представитель особ. жанра, памятники к-го до нас не дошли, т.к. жанр этот, сочетающий черты книжного «слова» и эпич.произведения, не был традиц-м. Особая жанровая природа «Слова» оказала б.влияние и на его поэтику: в «Слове» сочет-ся принципы поэтики стиля монумент-го историзма (церемониальность в изображении героев, приемы, свойственные жанру торжественных слов) и поэтики фольклора (в изображении природы, в изображении чувств Ярославны, в сочетании фольклорных жанров — «славы» и «плача»). Фолькл.эл-ты оказываются в «Слове» органически слитыми с эл-ми книжными. Жанр, стоящий на грани лит-ры и фольклора. Каковы особенности литературного стиля «Задонщины»? Как это произведение соотносится со «Словом о полку Игореве»? «Задонщина» - памятник ДРЛ конца XIV — начала XV вв. Рассказ-т о победе русс.войск, возглавл-ся великим князем Моск. Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюр.братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарск. войсками правителя Золотой Орды Мамая. Поэтический план «Задонщины»состоит из двух частей:«жалости» и «похвалы». Им предш- т небольш.вступл-е. Оно ставит Целью не только настр-ть слуш-ля на выс. торжеств. лад, но и опред-ь тематич. содерж-е произв-я: дать «похвалу» Дм. Ивановичу, его брату Вл-ру Андр-чу и «возвести печаль на восточ.страну». Автор подчеркивает, что цель его повести «возвеселить Рускую землю», похвалить «песньми и гуслеными буйными словесы» правнуков великих князей киевских Игоря Рюриковича, Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. Стиль повествования «Задонщины» радостный, мажорный. Автор проникнут сознан-м конца периода «туги» и «печали». В стиле «Задонщины» значительны следы деловой прозы XV в., сказывающиеся в хронологических уточнениях, титулованиях князей, генеалогич.формулах, перечне убитых, однообразии приемов введения прямой речи. В то же время поэтич.структуре «Задонщины» присуща строфичность, к-я подч-ся одинак. зачинами: «И Рече им князь...», «И молвяще Ондрей...», «И рече ему Дмитрей...»; «Уже бо яко орлы слетешася...», «Уже бо возвеяша силнии ветри...», «Уже бо въскрипели телегы...» Природа в «Задонщине» на стороне русских и предвещает поражение «поганых». Символич. образы нар. поэзии: «гуси», «лебеди», «соколы», «кречеты», «волки», «орлы» — постоянно прис-т в «Задонщине». Использ-е поэтич.плана и худож.приемов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусл-но всем идейно-худож. замыслом этого произ-я, где сознат.сопост-сь события прошлого с соврем-ми: если «Слово» приз. русс. князей к единению для борьбы со «степью», то «Задонщина» прослав-ла единение русс. князей. Автор не только сопост-л, но и противоп-л их. Как отмечает Лихачев, «в сближении событий прошлого и настоящего — пафос историч.замысла «Задонщины». Борьба с половцами и с монголо-татарами осмысл-сь как борьба с «диким полем» за нац. независ-ть. Как в «Слове о полку Игореве» воплощается сюжет? В чем особенности композиции произведения? Худож.своеобразие «Слова» особенно ярко раскр-ся при его сопост-и с летописными историч. повестями. Написано было между 1185 и 1187 годами. Поражение русс.войск составляет кульминацию сюжета. Автор показ-т, какие тягостные последствия это пораж-е имело для всей Русской земли. Он подчерк-т, что в рез-те разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи коалиционного похода киевского князя Святослава против половцев. Композиция продумана и стройна. В её основе лежит принцип переплетения триад, характерных для лит. Про-ий Киевской Руси. Внешняя триада: зачин, основная часть, концовка. Основная часть трехчленна: поход Игоря и его последствия, прерываемые 3-мя авторскими отступлениями, сон Святослава и его «златое слово», возвращение Игоря из плена (плач Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака). Каждый из моментов основной части также состоит из 3-х эпизодов. Отдельные сцены относительно самостоятельны и искусно сплетены автором в единое целое. Композиц. Скрепами служат различного рода повторы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |