Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия: коррекция, компенсация, социальная адаптация и реабилитация. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием аномального ребенка



2016-01-26 986 Обсуждений (0)
Понятия: коррекция, компенсация, социальная адаптация и реабилитация. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием аномального ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей.

Компенсация –это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

Социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм.

Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Следовательно, обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии положительно влияет на обучение и воспитание.

Наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки (актуальный уровень развития). Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос (второй уровень возможностей ребенка — зона ближайшего развития). Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием. В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен.

При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.

Содержание и методы воспитания и обучения в специальной педагогике (физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательной деятельности и т.д.). Принципы проведения коррекционно-развивающих занятий.

В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помо­щи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жиз­недеятельности.

Воспитание: оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение фиксации внимания на дефекте, стимулирование компенсаторских возможностей, формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.

Методы – информационные, практически-действенные, побудительно-оценочные, обучение – учет зоны ближайшего развития. Методы контроля и самоконтроля, организации и осуществления образовательной деятельности. Детям с отклонениями в развитии наиболее доступны деятельностно-практические методы формирования социального опыта. Особенно они эффективны в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также в работе с детьми, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в рече­вом и слуховом развитии.

Метод упражнения (приучения) используется при формирова­нии устойчивых навыков социального поведения, санитарно-ги­гиенических, хозяйственно-бытовых и учебных умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практические методы (игра, воспитывающие ситуации) хорошо сочетаются с различными информационными методами. В зависимости от способности воспи­танников адекватно воспринимать воспитывающую и обучающую информацию (что определяется как содержанием информации, так и сенсорными возможностями воспитанников) применяются разные информационные методы.

Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и соци­альных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опи­рается на важнейшее положение гуманистической педагогики - признание способности человека к саморазвитию.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспита­тельных действий, которые должны подготовить ребенка, подро­стка к способности вести максимально соответствующий совре­менному человеку образ жизни, помочь ему в достижении чело­веческой зрелости.

Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание. Для специальной педагогики оказываются важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок. Специальная педагогика и специальное образование (в отли­чие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогиче­ского воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, на­ходят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности.
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к обучающимся.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Специальное воспитание основывается на гуманистиче­ском представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными воз­можностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений. Воспитательные потребности ребенка определяются его возра­стом, временем и особенностями возникновения нарушений или отклонений в развитии, их проявлениями, возможностями кор­рекции вторичных отклонений и их компенсации, воздействием социокультурной среды, участием ближайшего окружения. В лю­бом случае педагог, воспитатель, определяя содержание индиви­дуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исхо­дит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой — из индивидуальных воз­можностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освое­ния необходимых компетенций, а также его мотивационно-ценностных установок.

 

 




2016-01-26 986 Обсуждений (0)
Понятия: коррекция, компенсация, социальная адаптация и реабилитация. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием аномального ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия: коррекция, компенсация, социальная адаптация и реабилитация. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием аномального ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)