Понятия: коррекция, компенсация, социальная адаптация и реабилитация. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием аномального ребенка
Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. Компенсация –это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими. Социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм. Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Следовательно, обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии положительно влияет на обучение и воспитание. Наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки (актуальный уровень развития). Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос (второй уровень возможностей ребенка — зона ближайшего развития). Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием. В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен. При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития. Содержание и методы воспитания и обучения в специальной педагогике (физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательной деятельности и т.д.). Принципы проведения коррекционно-развивающих занятий. В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Воспитание: оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение фиксации внимания на дефекте, стимулирование компенсаторских возможностей, формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки. Методы – информационные, практически-действенные, побудительно-оценочные, обучение – учет зоны ближайшего развития. Методы контроля и самоконтроля, организации и осуществления образовательной деятельности. Детям с отклонениями в развитии наиболее доступны деятельностно-практические методы формирования социального опыта. Особенно они эффективны в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также в работе с детьми, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод упражнения (приучения) используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических, хозяйственно-бытовых и учебных умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практические методы (игра, воспитывающие ситуации) хорошо сочетаются с различными информационными методами. В зависимости от способности воспитанников адекватно воспринимать воспитывающую и обучающую информацию (что определяется как содержанием информации, так и сенсорными возможностями воспитанников) применяются разные информационные методы. Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики - признание способности человека к саморазвитию. Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости. Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание. Для специальной педагогики оказываются важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок. Специальная педагогика и специальное образование (в отличие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогического воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, находят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях. Принципы коррекционно-развивающей деятельности. Специальное воспитание основывается на гуманистическом представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными возможностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений. Воспитательные потребности ребенка определяются его возрастом, временем и особенностями возникновения нарушений или отклонений в развитии, их проявлениями, возможностями коррекции вторичных отклонений и их компенсации, воздействием социокультурной среды, участием ближайшего окружения. В любом случае педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой — из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно-ценностных установок.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |