Краткий исторический анализ развития культуры на территорий Казахстана
Билет № 1 1. Глобализация: вопросы этнокультуры в современной архитектуре. Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Традиционно глобализацию трактуют как «процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является: · мировое разделение труда, · миграция в масштабах всей планеты капитала, · человеческих и производственных ресурсов, · стандартизация законодательства, · экономических и технологических процессов, · а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Этническая культура – это совокупность исторически сложившихся ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Исследователи этнической культуры давно пришли к убеждению, что она представляет собой некое целостное системное образование, каждый элемент которого принципиально не может и не должен рассматриваться сам по себе, как самодостаточный, вне системы. Каждый элемент культуры имеет определенное значение и смысл только в рамках системы, и будучи вне ее, например, при перенесении в другую культурную систему, существенно меняет свое значение иногда самым неожиданным образом. В данной трактовке понятие «этническая культура» имеет исторический контекст. Специалисты различают в этнической культуре два слоя: 1. исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; 2. исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений. В сфере архитектуры эти два слоя используются для разграничения исторической и современной архитектуры. Первая включает в себя исторически устоявшиеся элементы, обусловленные многовековыми традициями. Именно они составляют каркас этнической культуры, на основе которого и развивается современная архитектура. Развитие это происходит за счет закономерной преемственности и непрерывного обновления. Обновление культуры может быть заимствованным и возникшим внутри культуры без влияния извне. 2. Казахстан в эпоху древности: Палеолит Мезолит Неолит Эпоха бронзы. Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит. В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) появляется человек современного типа (Homo Sapiens), возникает новая (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги, лощила, различные фигурки животных и скульптуры женщин, которые указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом. Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Казахстана. Тем не менее, известно, что для мезолита характерно зарождение присваивающего хозяйства, т.е. скотоводства и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре. Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) представлен в Казахстане рядом характерных культур, которые содержат в себе большую степень сходства. На сегодняшний день в Казахстане известно более 500 неолитических стоянок. В эпоху неолита появляются геометрические орудия труда типа ромба, треугольников, трапеций и сегментов. Люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия изготовлялись из яшмы, роговика и кварцита. Из них делали наконечники стрел, дротиков, проколки, ножи, топоры, скребки, резцы и др. В этот период появляются керамическая посуда. В Казахстане многочисленные стоянки обнаружены в песках Кызыл-Кума, Мойынкума, Прибалхашья, Прииртышья, Приаралья и вдоль крупных и мелких рек и озер. В эпоху неолита произошло размежевание хозяйства. Одни племена занимались охотой и рыболовством, другие - охотой и скотоводством, третьи - земледелием и охотой, что привело к новому общественному разделению труда. Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.). Бронзовый векначался во 2 тысячелетии до н.э. Прогресс общества эпохи бронзы определили два фактора: металлургия бронзы и скотоводство. Богатство недр Казахстана полиметаллами явилось одной из основных причин возникновения на этой территории значительного очага производства бронзы, оказавшего большое влияние на развитие соседних племен. Археологические данные указывают на то, что андроновское население в подавляющем своем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Большие патриархальные семьи возводили землянки с различными хозяйственными постройками и загонами для скота. Очевидно, что пока существовала угроза частных нападений, иного способа выпасать скот не было. Но, по свидетельству археологов, после 15 века до н.э., появились неукрепленные поселения. Тогда и возникла новая форма скотоводства - отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища, перекочевывали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок. На дальних пастбищах они строили из жердей легкие каркасные жилища, со стенами из плетенки или циновок - своего рода предки юрт. Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах; фрагменты их глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов. Археологический материал позволяет судить и о религиозных представлениях андроновцев, об их идеологии, а также о стратификации общества, т.е. о разделении его на социальные слои или группы.
В 19 веке продолжалось развитие национальной литературы. Появился ряд героических жыров «Сырым батыр», «Исатай – Махамбет», «Бекет батыр», «Жанкожа», «Досан» и др. Целый ряд исторических песен связан с движением Кенесары. Дальнейшее развитие получил в 19 веке лиро-эпический жанр казахской поэзии, в котором на высоком художественном уровне воспроизведены бытовые сцены казахской жизни – «Макпал кыз», «Айман-Шолпан». Большое место в литературе 19 века занимают айтысы. Разнообразны были тематика и художественные формы айтысов. Изменения, происходившие в степи в 19 веке, находили свое отражение в казахской поэзии, породив пессимистическое направление, известное под названием «Зар заман». Наиболее известный представитель данного направления – Шортанбай. Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада. Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока. 19 век – век изменений в сфере образования. Самой распростарненной формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин. Самобытность же проявляется, прежде всего, в тематике, отразившей своеобразные условия исторической, социально-экономической жизни, сформировавшей нравственно-бытовые устои, казачье мировоззрение, мироощущение и их духовную культуру. Особенности языкового стиля и говора, своеобразная манера исполнения произведений — другая сторона специфики их устного творчества. Билет № 2 Краткий исторический анализ развития культуры на территорий Казахстана.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |