Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каковы особенности сегодняшних многонациональных коллективов?



2016-01-26 1965 Обсуждений (0)
Каковы особенности сегодняшних многонациональных коллективов? 0.00 из 5.00 0 оценок




Во-первых,основу ВС РФ, всех воинских коллек­тивов составляют, и в обозримой перспективе будут составлять воины сла­вянских национальностей. Второй по численности национальной группой после русских, украинцев и белорусов являются военнослужащие, пред­ставляющие тюркские народы (татары, башкиры, чуваши, якуты, карачаевцы, ногайцы, кумыки).

Во-вторых,молодые воины не обладают достаточным жизненным опытом, в том числе в сфере межнациональных отношений. По существу, только в период службы они начинают осваивать на практике духовные ценности дру­гих народов нашей страны. Весьма очевидна также разница в подготовке при­зывников к военной службе в разных субъектах РФ.

В-третьих, существенной особенностью является возросшая роль языка межнационального общения. Сегодня требуется не просто знать русский язык, а владеть им в совершенстве. На русском языке идет обучение вои­нов, на нем пишутся приказы, уставы, инструкции и наставления, подают­ся команды. А сложность техники и оружия, высокие темпы и напряжен­ность служебно-боевой деятельности подчас требуют от солдата молниенос­ной реакции на поданную команду, незамедлительного и ясного доклада. Прочное знание русского языка позволяет военнослужащим не только быстро овладеть специальностью, правилами эксплуатации техники, ос­ваивать свои уставные обязанности, но и духовно сближает представите­лей различных наций и народностей России, создает предпосылки для раз­вития между ними отношений подлинной дружбы, взаимного доверия и коллективизма.

В-четвертых, на отношения в многонациональных коллективах суще­ственное влияние оказывают элементы национальной духовной культуры. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интере­сам военной службы. Однако порой в коллективе бывает трудно достичь единства мнений, например, при оценке чьих-либо действий.

В-пятых,в многонациональных воинских коллективах идет активное развитие национального самосознания личности. В ходе знакомства с со­служивцами, культурой других народов воин глубже осознает себя как представителя иной, чем окружающие люди, нации. На этой основе в кол­лективе возникают национально-обособленные группыпо признаку зем­лячества. И хотя не каждая такая группа имеет антиобщественную ориен­тацию, замечено: именно здесь чаще всего реанимируются и подогревают­ся всевозможные национальные пережитки, обычаи и привычки. Теневые стороны «землячества» — стремление к обособленности, отчуж­дению от других воинов в коллективе, круговая порука. Земляку проща­ется все. За него вступается вся микрогруппа.

В-шестых,особенностью многонационального воинского коллектива является перенос межличностных конфликтов на национальную почву. Часто бывает так: возникнув в сфере личных нравственно-психологичес­ких особенностей, конфликт не получает своего разрешения. Он начинает углубляться, переносится на другие области, затрагивает национальные чувства людей, проецируется на межнациональные отношения военнослу­жащих. Это приводит к проявлениям неуважения к представителям дру­гой нации, принижения, а то и оскорбления национальных чувств.

Частота конфликтов в коллективе во многом зависит от стереотипов вос­приятия воином своих товарищей иных национальностей. Примечатель­но, что призывники славянских национальностей воспринимают предста­вителей кавказских или среднеазиатских национальностей как нечто обоб­щенное. Соответственно, вырабатывают практически одинаковые страте­гии своего поведения по отношению к ним. И наоборот, русских, украин­цев и белорусов представители кавказских национальностей воспринимают как «русских». К последним они относят нередко и мордвинов, марий­цев, чувашей, удмуртов... Призывники неславянских национальностей отмечают легкость в уста­новлении контактов и простоту в общении русских, украинцев и белору­сов. Для описания используются такие характеристики, как «добродуш­ные», «простые», «доверчивые» и т. п. Подчеркивается также отсутствие стремления к формированию микрогрупп на основе этнической общнос­ти. Характеризуя их, сослуживцы часто отмечают: «недружные», «разоб­щенные». Опросы показывают, что при определении своего отношения к другим воинам национальность для славян не является доминирующим фактором. Что же касается отношения воинов-славян к кавказским национальностям, то порой существует в определенной степени негативная установка в их восприятии. Для описания их используются такие характе­ристики: «торгаши», «все продают», «у них много денег», «не любят рабо­тать», «хитрые», «наглые», «мстительные», «вспыльчивые», «дружные», «поддерживают своих, независимо от того, правы они или нет», «готовы по­стоять за себя», «верны дружбе», «гостеприимны» и т. п. Конечно, негативное восприятие отрицательно влияет на складывающи­еся отношения в коллективе. Однако, как показывает практика, оно со временем изменяется в лучшую сторону. Ведь одно дело судить о нации обобщенно, усредненно, и совсем другое — познавать конкретную личность в конкретных условиях.

Становясь в армейский (флотский) строй, призывник должен понять, что к проблеме межнациональных отношений нельзя подходить, рассуж­дая обывательски, обыденно. Каждый народ достоин уважения, а его ис­тория и культура — изучения. Важно ясно осознавать, что нельзя делить нации на «плохие» и «хорошие», «умные» и «глупые», «трудолюбивые» и «нетрудолюбивые»... Есть конкретные представители нации, имеющие свои индивидуально-психологические особенности, в которых отражены их сильные стороны и недостатки. Человек — существо национальное. С этим нельзя не считаться, как нельзя не считаться, например, с внешностью, которой наградила нас при­рода. Очень точно сказал по этому поводу известный поэт Роберт Рожде­ственский:

«Для человека национальность —и не заслуга, и не вина.

Если в стране утверждают иначе, —значит, несчастна эта страна!»

В воинском коллективе, как нигде, недопустимы любые проявления на­ционализма, национального эгоизма. В этом плане от каждого его члена за­висит создание здорового общественного мнения, направленного на осужде­ние любых случаев межнациональной розни, попыток военнослужащими той или иной национальности добиться привилегированного положения.

Находясь в коллективе, солдат (матрос) ведет себя определенным обра­зом. И это наглядно характеризует его. Поведенческая характеристика личности в условиях межнационального общения в воинском коллек­тиве включает: готовность и умение пойти на контакты с лицами других националь­ностей; дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения;учет национальной специфики лиц, вступающих в контакт;тактичность по отношению к лицам другой национальности в любых, даже конфликтных, ситуациях; готовность и умение прийти на помощь.

Особенности военнослужащих разных национальностей.Молодой солдат (матрос), попадая в новый для него тип коллектива, всту­пает в сложный, подчас противоречивый процесс взаимной адаптации военнослужащих разных национальностей. Прибывшие в подразделение воины с повышенным вниманием и интересом присматриваются к своим товарищам, сопоставляют их поведение со своими традициями, нравами, обычаями. У некоторых воинов чрезвычайно силен фон национальной культуры, у других этот фон размыт и не сказывается на поведении и установках. Тем не менее, любой молодой воин, пришедший в коллектив, должен знать и учитывать национально-психологические особенности своих товарищей, так как они неизбежно реализуются во всех сферах деятельности: в отно­шении к другим людям, к себе, к делу. Каковы же эти особенности?Отличительными чертами национального характера русских являются: высокая гражданская солидарность, милосердие и сострадание, готовность прийти на помощь другим людям, доброжелательность, неприхотливость, храбрость, мужество, готовность без колебаний идти на риск и самопожер­твование во имя Родины. В боевых условиях проявляются замечательные качества, которые в обычной обстановке не всегда заметны, — бескорыс­тие, самопожертвование, честь. Воины русской национальности достаточно легко усваивают армейский и флотский образ жизни. Они быстро адаптируются к новым условиям, довольно легко переносят разлуку с родными, успешно овладевают воинс­кой специальностью. Однако чрезмерная романтизация отдельных сторон службы иногда приводит к некоторому разочарованию в армейских (флот­ских) буднях.Реализации положительных качеств мешают черты, содержащие из­рядный негативный заряд: довольно легкое подчинение влиянию отри­цательных микрогрупп; некоторая халатность в обращении с оружием и боевой техникой, если за этим слабо следят командиры; леность и пас­сивность в воинской службе при определенных послаблениях со стороны командования; необязательность и несобранность, неумение доводить на­чатое дело до конца, слабый учет в деятельности своих и чужих ошибок. К сожалению, об этом говорят и народные пословицы: «Русак умен, да задним умом», «Русский человек любит «авось», «небось», «как-нибудь» и др.Русские являются наименее сплоченными, по сравнению с другими, на­циями. У них по-прежнему сильны традиции двоемыслия (разделение на официальную жизнь, официальное мнение и личную жизнь по другим принципам); низкопоклонство, льстивость по отношению к вышестоящим, нетерпимость к чужому мнению; «круговая порука». Академик Д.С. Ли­хачев считает, что для русских издавна было характерным «во всем дохо­дить до крайностей, до пределов возможного», «во всем достигать после­днего предела».Беспримерная кампания конца 80-х начала 90-х годов по самобичева­нию страны и ее истории не только способствовала углублению негативно­го образа России за рубежом, но и спровоцировала возникновение и у са­мих россиян своего рода комплекса национальной неполноценности («стра­на дураков», «страна воров», «с нашим народом каши не сваришь» и т. п.). Вместе с тем, несмотря на отмеченные негативные черты, русский на­род отнюдь не глупее и не ленивее прочих, а, может быть, и талантливее многих других. Просто мы провели очень много лет в королевстве кривых зеркал. Слишком долго от личности мало что зависело, а способности и деловитость оставались невостребованными. Поколения воспитывались по принципу «не высовывайся», «держись подальше от властей», «много не требуй — ограничь потребности» и т. д. Вот поэтому многие еще не поняли главного — так много зависит от самоуважения, активности и целеустрем­ленности личности. И они пассивно плывут по жизненному течению (меч­тая и предаваясь иллюзиям) вместо того, чтобы самим формировать обсто­ятельства.

(Касается граждан Российской Федерации)

Воинов славянских национальностей отличают терпимость и тактич­ность, уживчивость, общительность. Воины-украинцы в службе обстоя­тельны, деловиты, напористы, трудолюбивы, стремятся к лидерству в кол­лективе, порой смело идут на конфликт. В некоторых случаях ведут себя излишне замкнуто, стараются делать только то, что нужно лично им, не прислушиваясь при этом к мнению коллектива и товарищей. Воинов-бе­лорусов отличают ровное поведение, немногословность, добродушие во взаимоотношениях с сослуживцами. Они старательны, упорны, настойчи­вы, трудолюбивы, иногда излишне впечатлительны. Представители народов Среднего Поволжья и Приуралъя (татары, башкиры, чуваши, марийцы...), как правило, хорошо подготовлены в фи­зическом и техническом отношении, дисциплинированы, исполнительны, стойко преодолевают трудности, тяготы и лишения военной службы, от­ветственны, настойчивы в освоении специальностей, старательны в выпол­нении приказов и распоряжений, честны и принципиальны в отношениях с сослуживцами. Они открыто гордятся своим происхождением, национальными тради­циями и достижениями. Но чувство национальной гордости проявляется по-разному. Если татарину покажется, что ущемили его национальную гордость, он, скорее всего, даст отпор обидчику и потребует открыто при­нести извинения. То же можно сказать о башкирах, они горячи и вспыль­чивы. А вот чуваши в подобных случаях чаще просто огорчаются за допу­щенное представителями других национальностей бескультурье и стара­ются восстановить добрые взаимоотношения, прощая нанесенные обиды. Это характерно и для марийцев, удмуртов, отчасти мордвин. Не любят они обострять и раздувать конфликты. Даже если задета их национальная честь, предпочитают мир любому противоборству. Воины — представители Татарстана и Башкортостана способны быст­ро идти на компромисс, маневрировать в межличностных отношениях. Не откажешь им и в умении схитрить, словчить, слукавить, так как эти качества почитаются в народе как достоинства. Подвижная и активная натура воинов-татар и башкир дополняется такими характеристиками, как готовность взяться за любое дело, уверенность в своих силах и спо­собностях, стремление к лидерству в профессиональном плане и в сфере межличностных отношений. Вместе с тем у некоторых из воинов данных национальностей названные качества могут перерастать в самоуверен­ность, в переоценку сил и способностей, а то и просто в хвастливость и самолюбование.

За последние годы значительно чаще, чем прежде, стали встречаться верующие молодые воины. Это является результатом существенной акти­визации в последние годы ислама. Традиционно вся тяжелая домашняя работа в мусульманских семьях ложилась на плечи женщин. Мужчина считает унижением выполнять «женскую» ра­боту. В условиях армейской службы в связи с этим возникают определен­ные сложности (мытье пола в казарме, посуды в столовой, стирка белья и т.д.). Отказываясь выполнять те или иные воинские обязанности, юноши-мусульмане зачастую даже не задумывается над тем, правильно он по­ступает или нет. В этом случае ему просто необходимо разъяснить, что дело вовсе не в том, что это «женская работа», недостойная мужчины. Надо убе­дить сослуживца, что если они действительно ценят дружбу, то не будут перекладывать свою ношу на плечи таких же, как они, солдат. Ведь не могут же приехать в солдатскую казарму (кубрик) их матери и невесты, чтобы навести там порядок. Для военнослужащих — выходцев из северных районов страны, осо­бенностями социально-психологического облика являются: преобладание преимущественно флегматического и сангвинического темпераментов, спокойствие, уравновешенность в мышлении и поведении, тщательное об­думывание, основательность в своих действиях, сдержанность в выраже­нии чувств и эмоций, малообщительность, даже замкнутость, добродушие и простота, огромное трудолюбие, аккуратность и пунктуальность, упор­ство и настойчивость в достижении поставленных целей.

Таковы основные национально-психологические особенности военнос­лужащих, проходящих службу в Российских Вооруженных Силах. Их зна­ние и учет позволит молодым воинам быстрее пройти «притирку» в воинс­ких коллективах, заслужить уважение сослуживцев.

 

Вопросы выходного контроля.1.Что из себя представляетвоинский коллектив?2. Сущность и особенности воинского коллектива.3. Что такое воинский коллектив? 4. Специфика жизнедеятельности воинского коллектива. 5. Что такое психология воинского коллектива?6. Что такое общественное (коллективное) мнение?7. Что такое коллективные настроения? 8. Что такое коллективные традиции? 9. Что такое внутри коллективные взаимоотношения? 10. Какие факторы влияют на взаимоотношения воинов срочной службы? 11. Пути адаптации к военной службе . 12. Умей общаться. 13.«Живи по уставу — завоюешь честь и славу». 14. Приказ командира — закон. 15. Стань профессионалом в своей воинской специальности. 16. Будь коллективистом. 17. Правильно веди себя в конфликтных ситуациях.18. Умей постоять за себя. 19. Успех — в самосовершенствовании. 20. Многонациональность–характерная черта воинских коллективов. 21. Каковы особенности сегодняшних многонациональных воинских коллективов? 22. Отличительные черты национального характера русских. 23. Какие черты характера русских содержат негативный заряд? 24. Отличительные черты национального характера представителей народов Среднего Поволжья и Приуралья.

25. Отличительные черты национального характера для военнослужащих -выходцев из северных районов страны.

 



2016-01-26 1965 Обсуждений (0)
Каковы особенности сегодняшних многонациональных коллективов? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каковы особенности сегодняшних многонациональных коллективов?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)