Эффекты международной трудовой миграции
Положительные: Для стран – реципиентов: - повышение конкурентоспособности национальных товаров следствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы, - мультипликационный эффект (стимулирование иностранной рабочей силой производства и занятости в стране пребывания), - приток интеллигенции «утечка мозгов», - экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы), - поддержание социальной стабильности (в случае кризисов и безработицы), - поддержание социальных программ на более высоком уровне, - омоложение населения, - доход от налогов иммигрантов. - получение инвестиций от иммигрантов. Для стран – доноров: - приток в страну свободно – конвертируемой валюты (пересылка доходов), - уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и социального напряжения в стране, - бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и.т.д., - участие международных экономических организаций и стран – реципиентов в финансировании социально – экономических программ стран – доноров, нацеленных на создание новых рабочих мест. Негативные: Для стран – реципиентов: - обострение ситуации на национальном рынке труда (избыток рабочей силы и конкуренция за рабочие места), - усиление вследствие роста предложения на рынке труда тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной, - провоцирование национальных этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами. Для стран – доноров: - экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте и, как следствие, старение возрастной структуры населения, - потеря затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов, - утечка умов, Выводы: в целом миграция рабочей силы способствует увеличению совокупных объемов мирового производства. Объективные ограничения миграции – закрытость национальной экономики. Государственное регулирование миграционных процессов Государственная миграционная политика -политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она может быть иммиграционной и эмиграционной. Эмиграционная политика Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные потоки. Прямые инструменты нацелены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные инструменты призваны создать благоприятный эмиграционный климат. Прямые инструменты: - рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку эмигрантов; - ограничение выдачи заграничных паспортов; - запрет на выезд определенных категорий работников; - введение эмиграционных квот; - установление определенных сроков обязательной работы в стране после завершения процесса получения образования. Косвенные инструменты: - поощрение валютных переводов из-за рубежа; - предоставление льгот по валютным вкладам; - возможность для рабочих мигрантов приобретать ценные бумаги, не облагаемые налогами; - таможенные льготы тем, кто возвращается после работы за рубежом. Иммиграционная политика Направления иммиграционной политики: - политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются; - политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи; - политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока. Основные способы государственного регулирования иммиграции: - визовый режим, - квота, - временные ограничения пребывания в стране. Модели иммиграционной политики: - немецкая - подразумевает возврат этнических немцев, покинувших Германию с их последующей интеграцией в немецкое общество; - французская – проводит значительное количество мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей, приехавших во Францию; - американская - акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации, при этом большое внимание уделяет правам человека.
Основные термины и понятия: Миграция рабочей силы Иммиграция Эмиграция Страны – доноры Страны - реципиенты Миграционное сальдо «Утечка мозгов» Реэмиграция Виды миграции Причины миграции Тесты 1. К основной причине миграции относится: А) личная; Б) психологическая; В) экономическая; Г) переселенческая.
2. Отрицательным последствием для стран, принимающих иностранную рабочую силу, является: А) сокращение количества рабочих мест среди коренного населения; Б) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку; В) наличие иностранных рабочих, которые служат амортизаторами в случае кризисов и безработицы, так как они будут при увольнении; Г) улучшение демографической ситуации, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы.
3. Утечка умов подразумевает миграцию: А) лиц неопределенных профессий; Б) лиц, имеющих начальное образование; В) высококвалифицированных кадров; Г) работников, готовых работать за минимальную плату труда.
4. Способ регулирования иммиграции путем определения максимальной доли иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов называется: А) временным ограничением; Б) иммиграционным квотированием; В) финансово-экономическим регулированием; Г) ограничениями личного характера.
5. Страны, привлекающие иностранную рабочую силу, могут получить следующие выигрыши: А) повышение конкурентоспособности продукции; Б) снижение давления на внутренний рынок труда со стороны его предложения; В) уменьшение спроса на труд; Г) мультипликационный эффект.
6. Перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему – это: А) урбанизация; Б) международный рынок рабочей силы; В) международная миграция; Г) трудовая миграция.
7. Объективными ограничителями миграции рабочей силы являются: А) ограниченность емкости рынков труда в отдельных странах; Б) языковые барьеры; В) отсутствие соглашения о признании дипломов об образовании; Г) уровень развития мировой инфраструктуры.
8. Основными причинами миграции рабочей силы являются: А) политические; Б) социальные; В) экологические; Г) экономические.
9. К основным экономическим факторам международной миграции рабочей силы относятся: А) различный уровень экономического развития стран; Б) национальные различия в условиях заработной платы; В) наличие органической безработицы в некоторых странах; Г) вывоз капитала.
10. Основу миграционных потоков составляют: А) ученые; Б) творческие работники; В) рабочие; Г) управленцы.
11. Роль частных переводов от экспорта рабочей силы велика для стран: А) промышленно развитых; Б) с низким уровнем развития; В) со средним уровнем развития; Г) не развитых.
12. Основными преимуществами для стран, экспортирующих рабочую силу, являются: А) бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и т.д.; Б) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку населения; В) «амортизация» иностранными рабочими социально-экономических последствий кризисов и безработицы для местного населения; Г) дополнительный источник валютных поступлений в страну.
13. Основными направлениями международной миграции являются: А) из РС в ПРС; Б) в рамках ПРС; В) между РС; Г) из ПРС в РС.
14. В современной международной миграции рабочей силы преобладает: А) переселенческая миграция; Б) трудовая миграция; В) временная миграция; Г) постоянная миграция.
15. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время – это: А) диверсификация населения; Б) маргинализация населения; В) миграция населения; Г) урбанизация.
16. Главный признак внешней миграции населения: А) перемена места жительства; Б) смена места работы; В) перемещение мигрантов через государственные границы; Г) смена гражданства.
17. Во многих странах правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется: А) количество иммигрантов; Б) национальная принадлежность; В) половозрастная структура; Г) семейное положение.
18. Нелегальная иммиграция возрастает: А) в военное время; Б) в периоды экономического подъема; В) в периоды кризисов; Г) в периоды экологических катастроф.
18. Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации ведет: А) к значительным убыткам; Б) к росту экономической преступности; В) к политической нестабильности; Г) к значительному экономическому эффекту для принимающих стран.
19. Основные причины миграции рабочей силы: А) политические; Б) экологические; В) географические; Г) религиозные.
20. Основу миграционных потоков составляют: А) ученые; Б) служащие; В) творческие работники; Г) рабочие.
21. Французская модель иммиграционной политики: А) акцентирует внимание на привлечение низкоквалифицированной рабочей силы; Б) отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран; В) акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации; Г) подразумевает возврат граждан данной страны на постоянное место жительства.
23. К странам, которые являются нетто - экпортёрами рабочей силы, относятся: А) Таджикистан; Б) Бельгия; В) Египет; Г) Нидерланды.
24. Отрицательными последствиями миграции в странах-донорах (эмиграции) являются все перечисленные ниже, кроме: А) сокращения (депопуляции) населения; Б) увеличения притока иностранной валюты за счет денежных переводов мигрантов на родину; В) сокращения интеллектуального потенциала страны; Г) демографического старения населения.
25. Для установления равновесия на рынке труда квалифицированных работников в развитых странах необходимо: А) сократить их предложение; Б) увеличить их спрос; В) увеличивать их предложение за счет иммигрантов из других стран; Г) сократить их спрос.
26. Ограничительным инструментом эмиграционной политики государства не является: А) лимитирование выдачи заграничных паспортов; Б) установление эмиграционных квот на отдельные категории работников; В) ограничение срока работы за рубежом; Г) учреждение компетентной и бесплатной службы помощи трудящимся эмигрантам.
27. К неэкономическим причинам трудовой миграции относятся: А) наличие национальных различий в уровне заработной платы; Б) наличие безработицы в своей стране; В) психологические; Г) различие в уровне благосостояния.
28. Страны – импортеры рабочей силы получают такие выгоды, как: А) обеспечение рабочей силой малопривлекательных сфер экономики; Б) уменьшение издержек производства; В) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку; Г) уменьшение инфляции.
29. В зависимости от правового статуса миграция может быть: А) легальной и нелегальной; В) экономической и социальной; Г) иммиграцией и эмиграцией.
30. К косвенным инструментам эмиграционной политики относят: А) запрет на выезд определенных категорий работника; Б) ограничение выдачи заграничных паспортов; В) поощрение валютных переводов за границу; Г) введение своеобразного налога на выезд.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2840)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |