Разновидности мотивов человека
Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений (рисунок 2.1.). Рисунок 2.1. Психологические образования, выступающие в качестве мотивов. Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию (рисунок 2.2.). Рисунок 2.2. Классификация мотивов обучения. 1. По видам выделяют мотивы: 1) социальные и познавательные (когнитивные), 2) побудительные и смыслообразующие, 3) внешние и внутренние, 4) осознанные и неосознанные, 5) реальные и мнимые. Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам). Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными. Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями. Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах. Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования. 2.По уровням: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус); 2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремлениезанять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд); 3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе); 4)широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности); 5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); 6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний); 3.По направленности и содержанию: 1)социальные (социально-ценностные), 2)познавательные, 3)профессионально-ценностные, 4)эстетические, 5)коммуникационные, 6)статусно-позитивные, 7)традиционно-исторические, 8)утилитарно-практические (меркантильные). Различные мотивы имеют неодинаковую силу на протекание и результаты динамического процесса. Например, широкие познавательные мотивы являются более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами в узкой области. В конкурентной среде более значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы делятся на побудительные (в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие («переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень - «для меня») мотивы. Широкие общественные мотивы, занимавшие ранее ведущее место, ныне действуют незначительно. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М. Н. Пахомова // — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 84-86.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |