Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические подходы, ориентированные на контекст



2016-01-26 592 Обсуждений (0)
Методологические подходы, ориентированные на контекст 0.00 из 5.00 0 оценок




Типологический подходвыявляет внутренние связи между разными произведениями одного автора или произведениями разных авторов, описывает проявление в художественных произведениях общих начал и тенденций (типология литературных направлений, типология жанров, типология стилей, типология исторического развития литератур). Типологический подход позволяет раскрыть те принципы и начала, которые позволяют говорить об известной литературно-эстетической общности, принадлежности данного явления к определенному типу, роду. Такой подход исходит из принципа необходимости обобщения конкретного литературного материала, которое позволило бы шире и глубже охарактеризовать литературный процесс на разных исторических этапах, равно как и те специфические особенности, которые проявляются в литературе различных стран.

Культурно-исторический и сравнительный подходыпозволяют исследовать связи между различными литературами, раскрыть влияния и взаимодействия.

Гуманистический, или этический, подходутверждает ценностное понимание прекрасного,отдает предпочтение стабильным общечеловеческим этическим и эстетическим критериям оценки литературы (этическая критика уходит корнями в античность, а в английской традиции связывается с именем Мэтью Арнольда). В начале XX века американские «неогуманисты» (И. Бэббит, П.Э. Мор) разрабатывают целую методологию, в основе которой лежит новая концепция гуманизма и элитарности (в жизни и литературе должны утверждаться единые нормы морали, синтез мировых философско-литературных традиций). Современные критики-гуманисты (Ю. Гудхарт) изучают художественные идеи, сочетая исторический и этический анализ литературы.

Социально-культурный подход(Ф.Р. Ливис, Р. орман) исходит из положения, что особенности той или другой поэтической эпохи определяются социокультурным фоном.

Социологический подход(Р. Борн, В.В. Брукс, Ф. Делл, С. Финкелстайн, Дж. Г. Лоусон, Ф. Боноски) заключается в критике и интерпретации художественных произведений с определенных политических позиций, признании того факта, что литература порождена социумом; социологический подход часто используется наряду с культурно-историческим подходом.

Мифологический подход (разработанный фольклористом Я. Гриммом, антропологами Дж. Фрейзером, Э. Тейлором, Э. Лэнгом, представителями Кембриджской ритуально-мифологической школы Э. Чемберсом, Г. Меррейем, Дж. Харрисоном, Дж. Уэстом, представителями сравнительной мифологии – М. Мюллером, американской мифологической критики –Э. Тейлором, У. Тройем, Р. Чейзом, Ф. Фергюссоном, Дж. Кэмбеллом, Д. Хоффманом, Б. Франклином, Т. Портером) основывается на теории возникновения мифа из ритуала, на представлении о мифе как первоисточнике всей духовной и культурной жизни. Ряд литературных произведений может быть подвергнут мифологической дешифровке и ритуалистическому прочтению; возможно противопоставить древние мифы более поздним рационалистическим произведениям, выявить трансисторические «архетипы» (Юнг). Мифологический метод заключается в выявлении мифологического уровня в художественном произведении, отыскании мифем.

Согласно марксизму, материя (объективная реальность) экономических обстоятельств формирует базу, которая определяет социальную, политическую и культурную жизнь суперструктуры. Марксизм – это теория детерминированности и исторического материализма. Литература воспринимается как продукт ее исторической и культурной окружающей среды. Она может восприниматься как обыкновенное средство идеологии, заранее определенной своей основой, или как отражение идеологии.

Культурный материализм определяет место текста в его материальных контекстах, но чрезвычайно увеличивает значимость языка, процесса передачи информации и культуры. Так критики пытаются найти культурные силы данного периода и позицию автора по отношению к ним, представленные социальные и экономические конфликты, скрытую идеологию.

Новый историзмутверждает, что проблема историографии лежит в противоречии между прошлыми событиями и их ретроспективной субъективной репрезентацией. Прошлое не является устойчивым и логически последовательным бытием, следовательно, не может являться для литературы прочным фундаментом и справочной информацией. История существует в разнообразных текстах. Мишель Фуко анализирует историческое формирование мышления и знаний в дискурсе. Литературный текст вводится в динамическую сеть независимого культурного дискурса и социальных практик. Термин дискурс привлекает внимание к роли языка как к проводнику идеологии.

Реконструированный историзм (Лео Штраус, Вольфганг Исер, Ганс-Роберт Яусс) утверждает, что интерпретация текстов требует аккомодации критического подхода для обсуждения исторических различий; он изучает связи меду фактом и вымыслом, историей и эстетикой.

Феминизм и гендерная теория(Симона де Бовуар, Элейн Шоуолтер, Эрика Йонг, Мардж Пирси, Юлия Кристева, Люс Иригарей) обращаются к литературным текстам, поднимая такие вопросы, как творчество писателей-женщин, гендерные и феминистические концепты, отсутствие женщин в литературе, сексуальная индивидуальность. Феминистки внесли в литературу сомнение в устоявшихся понятиях. Они видели в литературе мощное средство системы убеждения.

Феминизм поднимает вопрос о реальных формах дискриминации и особенностях культурных гендерных конструктов. Есть разница между биологическим полом (биологической природой женщины и мужчины) и культурной конструкцией гендерных ролей (культурное программирование женского и мужского, которые являются категориями, созданными обществом, а не природой). Гендерные исследования имеют тенденцию к анализу культурных конструктов, где теоретики нетрадиционных сексуальных течений пытаются сдвинуть баланс к телу и сексуальности.

Феминистические штудиичтения в литературе разоблачили то, как мужчины изображали женщин, и восстановили игнорируемую до этого женскую литературу. Феминистическая теория постоянно внедряет новые идеи из других областей науки, в результате чего можно говорить о ней как о междисциплинарной.

Постколониализм и мультикультурализм(Эдвард Вади Саид, Гаятри Спивак, Франц Фанон, Найл Лазарус, Хоми Баба, Генри Луис Гейтс) в критике интересуются сильным воздействием колониализма и постколониализма на культуру и личность. Ученые обращаются к историческим, политическим, культурным и текстуальным последствиям колониального столкновения между Западом и не-Западом, начиная с XVI века по нынешний день.

Существует две традиции постколониального мышления – теоретический пост-структурализм и практико-политический. Постколониальные и мультикультурные теории занимаются сложными и разнообразными отношениями между доминирующей и подчиненной культурами. Критики постколониального и мультикультурного направлений занимаются этническим перепрочтением и представлением в другом виде канонизированных и исторических текстов, восстановлением местных культур.

Экокритика (Уильям Руекерт, Раймонд Уильямс, Анетта Колодный) – это литературно-культурная критика с точки зрения инвайронменталиста. Тексты оцениваются с точки зрения их идей относительно вредного и благоприятного воздействия на окружающую среду. Экокритика анализирует историю таких концептов, как «природа» в попытке понять результаты культурного развития, которые привели к нынешнему глобальному экономическому кризису.

 



2016-01-26 592 Обсуждений (0)
Методологические подходы, ориентированные на контекст 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические подходы, ориентированные на контекст

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)