Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интонационные стили. Информационный стиль. Stylistic use of intonation. Informational style



2016-01-26 2003 Обсуждений (0)
Интонационные стили. Информационный стиль. Stylistic use of intonation. Informational style 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью. В каждом из функциональных стилей: разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом и художественном — выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяются специфическими особенностями того или иного стиля.

Совокупность интонационных средств языка, обусловленных целями общения, образует интонационный стиль языка. Он складывается из интонем — единиц интонации, образованных с помощью элементов интонации и связанных в языковой традиции с определенным значением, т.е. обладающих семантикой. В зависимости от значений выделяются четыре группы интонем:

1) интеллектуальные,

2) волюнтативные,

3) эмотивные,

4) изобразительные.

Каждая группа интонем выполняет в речи ту или иную функцию. Интеллектуальные интонемы (интонемы актуального членения, интонемы степени связи, интонемы степени важности, интонемы вопроса, интонемы утверждения) служат для смыслового членения речевого потока, различения синтаксических значений и категорий. С помощью волюнтативных интонем (совета и побуждения, приказа, просьбы) говорящий осуществляет воздействие на психику или действие собеседника. Эмотивные интонемы (гнева, испуга, нежности, радости, презрения и т.д.) выражают эмоциональное состояние говорящего. Изобразительные интонемы (со значением «большой», «маленький», «скорый», «медленный» и т.д.) выражают экспрессивные коннотации, служат для воспроизведения интонационными средствами физических свойств, явления и предметов.

Интонационный стиль языка отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой. По аналогии с функциональными стилями ученые вылеояют пять интонационных стилей языка: деловой (информационный), научный, художественный, публицистический, разговорный. Стилеобразующий признак — наличие интонем определенной семантической группы. Интеллектуальные интонемы присутствуют в речи всегда, так как цель любой речи – передавать какое-то интеллектуальное содержание. Специфику стилей составляет соотношение волюнтативных, эмотивных и изобразительных интонем или их полное отсутствие.

Универсальными для всех стилей являются повествовательные невосклицательные предложения. Они употребительны во всех разновидностях разговорного и литературного языка. Их интонация в целом спокойна, мелодика стремится к понижению, общий тон характеризуется утвердительностью. Цель повествовательных предложений — передать информацию, сделать сообщение.

Восклицательные предложения экспрессивны. Они употребляются преимущественно в разговорном языке и языке художественной литературы, а также в языке публицистики. В научном стиле они редки, а официально-деловой стиль их вообще избегает.

Вопросительные предложения характерны для диалога, следовательно, для разговорного языка, а вслед за ним и для языка художественной литературы и публицистики. Вопросительное предложение может быть и риторическим. Разговорное употребление риторического вопроса для выражения утверждения широко отражается в художественной литературе. Например, в повести Распутина «Живи и помни»:

Михеич за день не успокоился: где теперь, в войну, возьмешь такой топор? Никакого не возьмешь, а этот был словно игрушечка – легкий, бриткий, как раз под руку… И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло в Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?

Вопросительные предложения могут быть использованы для того, чтобы особо подчеркнуть какое-либо место текста, обратить на него внимание: … я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? Наконец из сеней выполз мальчик лет 14-ти (Лермонтов).

 

Информационный стиль. Этот стиль иногда называют «официальный», «нейтральный», потому что в идеальном окружении, в чистом виде он менее всего подвержен влиянию экстралингвистических факторов.

 

Ведение репортажей и вещание, особенно чтение новостей по радио очень близко по своим характеристикам к этому стилю, поскольку диктор во время чтения новостей или прогноза погоды звучит бесстрастно. Необходимо отметить, что чтение новостей в ТВ студии отличается от чтения новостей по радио, т.к. в первом случае диктор может попытаться обратиться к своей аудитории, а, следовательно, в информации может появиться оттенок эмоциональной оценки. Сводка новостей и текст для вещания существуют как в устной, так и в письменной форме, которые одинаково важны, поскольку написаны специально для чтения вслух

 

1 Текст читает студент Оксфордского университета, обладатель отчётливого RP, чтение адресовано группе русских студентов, изучающих английский язык.

 

Громкость относительно стабильная и нормальная, но в пределах фоноабзаца постепенно уменьшается. Т.о., легко заметить границы между последней и первой интонационными группами 2 соседних фоноабзацев по контрасту громкости. То же самое можно сказать об уровнях и диапазонах: они отчётливо снижаются внутри фоноабзаца. Скорость высказывания нормальная или замедленная, без заметных изменений. Вместе со средней долготой пауз можно назвать общий темп речи умеренным. Ритм можно охарактеризовать как систематический, чётко организованный, межпаузальные интервалы практически изохронны (равновременны).

 

Терминальные тоны обычно представлены низким нисходящим тоном: иногда встречаются высокие падения, их использование напрямую передаёт некое значение; в незаконченных сегментах часто употребляются средний ровный тон и низкий восходящий тон.

 

Контраст между ударными и неударными сегментами фразы невелик, это признак зачитывания в целом; фразовое ударение нецентрализованно, т.е. распределяется по ударным слогам предъядерной шкалы.

 

2. Продемонстрируем различия на просодическом уровне между монологом и диалогом на примере спонтанного воспроизведения предыдущего монолога тем же говорящим. Он сделал это в довольно формальной манере для той же группы студентов. Цель осталась прежней – дать информацию о традициях университетской жизни в Великобритании.

Скорость речи заметно меняется. В большинстве случаев она нормальная, но увеличивается на менее значимых сегментах и уменьшается на эмфатических центрах фразы. Долгота паузы зависит от синтаксической и семантической ценности, максимальная пауза стоит на границе абзаца. Данный произнесённый монолог характеризуется не систематической ритмичностью, субъективной изохронией; ритмичность внутри фоноабзаца достигается за счёт альтернации всех просодических параметров. Семантические центры всех сегментов речи выделяются с помощью всего инвентаря просодических средств. Терминальные тоны звучат категорично, выразительность достигается за счёт использования высоких и средних резких падений, либо за счёт единых межпаузальных фрагментов. Низкий восходящий и средний ровный тоны обычно употребляются в начале и середине фразового единства

 

Типы предъядерных шкал разнообразны: доминируют ровные шкалы с единственным ударным слогом, иногда появляются слоги с второстепенным ударением. Нисходящие шкалы могут нарушаться внезапным подъёмом.

 

Поскольку монолог довольно спонтанный, контраст между выделенными и невыделенными сегментами очень ярок; централизованный тип фразового ударения выделяет семантические центры.

 

Попробуем обобщить результаты. Написанные (прочитанные вслух) и рассказанные тексты, принадлежащие одному интонационному стилю, имеют разное просодическое выражение. В устной речи средства просодического выражения более живые, выразительные и разнообразные, особенно, что касается тембра голоса, громкости, темпа, долготы пауз и ритма. Говорящий часто преднамеренно использует некоторые хезитационные явления (хезитационные паузы и прочие средства выиграть время), которые помогаю т ему достичь равновесия между формальностью и неформальностью и установить контакт с аудиторией. Говорящий применяет различные хезитационные явления непреднамеренно, что позволяет ему выиграть время для поиска подходящей мысли или выражения, не прерывая поток речи. Речь характеризуется большим количеством интонационных групп, сверхфразовых единств или фоноабзацев. В спонтанной речи интонационная группа не всегда совпадает с синтагмой. Паузы в конце фразы не обязательны. Зачитывание характеризуется децентрализованным фразовым ударением, а говорение – централизованным. Спонтанная речь больше насыщена контрастами, коммуникативные центры выделяются более ярко, выразительность достигается за счёт большего диапазона конечных тонов, большей громкости и выделенности ударных сегментов. Зачитывание ритмично, ритм устной речи непредсказуем, изменчив и бессистемен.

 

 

3 Информативные диалоги

 

Эти беседы отличаются и от дискуссий по степени серьёзности предмета обсуждения и официальности повода.

 

Функция привлечения внимания реализуется при помощи разнообразных вопросов, переспросов для выражения интереса и ведения диалога к нужной теме, также при помощи высказываний вербального либо невербального характера. Общение может быть настолько тесным, что говорящие иногда говорят одновременно. По просьбе слушателя может иметь место сжатое повторение сказанного. Высказывания обоих участников обычно незавершённые, поскольку благодаря контексту им абсолютно ясно, что имеется в виду, и, т.о., вербальное выражение этой информации становится излишним.

 

 

Хезитационные явления имеют огромное значение при решении вопроса о приемлемости \ неприемлемости языковых средств. Неуверенность речи особенно сильно проявляется в процессе мышления и подыскивания слов. Беззвучная хезитация встречается так же очень часто, употребляется непреднамеренно и не только в местах основных грамматических сочленений, где употребление являются признаком письменного текста, прочитанного вслух. Голосовая хезитация представлена протяжностью гласных, вербальными и невербальными «заполнителями»: er, ehm, mm.

 

На лексическом и грамматическом уровне можно обнаружить огромное количество ошибок, которые абсолютно не мешают говорящим. Интерполяции (вставки) обычно представлены междометиями, их функция состоит в том, что с их помощью слушатель демонстрирует своё внимание к разговору. Кроме того, чем серьёзнее тип диалога, тем больше в нём будет присутствовать вводных фраз, раздумий, уточнений. Диалогам свойственно наличие многочисленных слабо согласованных придаточных, причём согласование иногда двусмысленное.

 

4. Репортирование и вещание.

 

Основная функция прессы – информировать читателя, слушателя или зрителя так, чтобы создавалось впечатление нейтральности, объективности и незаинтересованности.

 

Речь диктора радио очень близка к «идеальной модели» и, безусловно, во время выпуска новостей он использует холодные, отстраненные интонации, весьма нейтральные по своей природе.

 

Тембр можно описать как неэмоциональный, бесстрастный, сдержанный, но очеть решительный и уверенный; типичный пример «нейтрального отношения» диктора, подчёркнутый эффект объективности. Громкость варьируется от нормальной до высокой; особенно заметны изменения на границах фоноабзаца.

 

Паузы довольно долгие, особенно между фоноабзацами, самые долгие – между пунктами новостей. Расположение пауз можно предсказать, оно определено синтаксически или семантически. Скорость не отличается разнообразием. Она довольно медленная, и замедляется еще больше на коммуникативно важных центрах

 

Ещё одна распространённая характеристика зачитывания новостей – это переключение с нисходящей шкалы на восходящую и наоборот, чтобы более живо донести информации., особенно при перечислении событи

 

Какова же фоностилистическая характеристика оппозиции: информативно-описательный текст - зачитывание новостей? Тексты для вещания и газетные статьи передают в основном интеллектуальную информацию в виде фактических утверждений, передача отношения и выразительность носят второстепенный характер. просодические параметры этих 2 регистров отличаются мало; при зачитывании новостей типы шкал и паузы нарушают монотонность речи и привлекают внимание слушателя к наиболее важным фрагментам речи. Особенно часто это происходит при перечислении. Для диктора очень важно выделить начало о конец каждого новостного пункта. Тембр голоса имеет огромное значение при зачитывании новостей. Именно он создаёт впечатление равнодушия, бесстрастности и нейтральности. Однако при освещении трагических событий в передаче смысла задействуются все просодические средства. В зачитывании новостей чаще применяется прерванная нисходящая шкала и Fall-Rise в начальной интонационной группе. Паузы в этом регистре дольше, общий темп быстрее, чем при описательном чтении. «Вещательное зачитывание» более чётко организовано ритмически. Опытные дикторы способны передавать смысл текста, контролируя ритм своей речи.

 



2016-01-26 2003 Обсуждений (0)
Интонационные стили. Информационный стиль. Stylistic use of intonation. Informational style 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интонационные стили. Информационный стиль. Stylistic use of intonation. Informational style

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)