Речевой этикет: приветствие, знакомство, выражение просьбы, извинения, неодобрения, приглашения
1.2 Функции этикета 1. контактоустанавливающая - привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт 2. поддержание контакта между людьми Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Этикетная тема беседы -- это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или не может поставить его в неловкое положение. Существуют темы, которые воспитанный человек стремится никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это, прежде всего, возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки [10]. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Нежелательно сплетничать, обсуждать недостатки других людей, не рекомендуется слишком эмоционально выражать свои политические взгляды. Специалисты советуют избегать тем, которые могут быть неприятны собеседнику, интерес к которым может показаться "подозрительным", потому что интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, находит привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему беседы, но и обеспечивает благоприятную атмосферу для разговора: внимательно слушает, задает стимулирующие вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику [10]. Специалисты рекомендуют особые приемы, позволяющие вызвать у человека интерес к разговору: - проявление интереса к собеседнику. - умение задавать вопросы. Талантливый человек способен вести диалог так, чтобы собеседнику было легко и приятно поддерживать разговор. В беседе особенно ценится умение правильно задавать вопросы. - демонстрация заинтересованности в информации. Невежливо слушать собеседника молча, так как он начинает сомневаться в вашем интересе. Поэтому обязательны реплики, поддерживающие речевой контакт: "Понятно, а что дальше?", "Почему?", "Вы думаете?", "Неужели?", "Вот как!". Смотрите в глаза собеседнику, всем своим видом показывайте вашу заинтересованность, Используя противоположные сигналы, вежливые люди показывают, что тема им неинтересна или неприятна. Не говорят: "Мне это неинтересно", а просто молчат, не поддерживают общение. 3. демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику Важная функция этикета -- создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно общаться. В Евангелии от Матфея сказано: "Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми". 4. регулирующая - регулирование поведения людей в обществе Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам. Сравним, например, некоторые формулы извинения: - Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека) - Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую используют пожилые интеллигентные люди) - Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции) - Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования) - Извиняюсь! (просторечная формула) Всего несколько слов могут дать представление о социальном положении человека, его характере. 5. профилактика конфликтов Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий [10]. 1.3 Формулы речевого этикета Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную части. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы [10]: -- Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться -- Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться -- Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться -- Позволь (те) познакомиться -- Давай (те) познакомимся -- Будем знакомы При посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул: -- Позвольте (разрешите) представиться -- Моя фамилия Колесников -- Мое имя Юрий Владимирович -- Николай Колесников -- Анастасия Игоревна Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: -- Как ваша фамилия? -- Как ваше имя, отчество? -- Как ваше имя? -- Как вас зовут? Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие -- здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть здравым", то есть здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение "приветствовать" [10]. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: -- Доброе утро! -- Добрый день! -- Добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: -- (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! -- Разрешите (позвольте) вас приветствовать. -- Добро пожаловать! -- Мое почтение Среди военнослужащих принято приветствовать словами: -- Здравия желаю! По этому приветствию узнают военных в отставке [5, с 78]. При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: - Позвольте (разрешите) представиться - Моя фамилия Сергеев - Меня зовут Валерий Павлович Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Официальные формулы приветствия: - Здравствуйте! - Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: - Привет! - Здравствуй! Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления [5, с 81]. Приглашение: - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу) - Будем рады видеть вас Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания: - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах: - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам… Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей: - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие) - В настоящее время это (сделать) невозможно - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить) [10] Глава 2. Этикет и этика 2.1 Этикет Этикет тесно связан с этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения [9]. Этикет основан на нравственной норме, на добрых чувствах, отражении душевного богатства личности. Он предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях, формул вежливости [6, с 97]. Вежливость в речевой деятельности является одним из основополагающих элементов. Принципу вежливости и его использованию посвящено немало работ. Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил: 1. не навязывай своего мнения 2. предоставляй собеседнику возможность выбора 3. будь доброжелательным [2, с 69] По мнению Н.И. Формановской, цель принципа вежливости - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. О самой вежливости Н.И. Формановская пишет следующее: "Явление вежливости - это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений об этических нормах поведения, в том числе речевого. Считается, что быть вежливым - это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым - это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует. Вежливость - это проявление уважения к партнеру, выраженная с помощью языковых/речевых единиц". По И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости - "различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения" [2, с 70]. По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого), максима великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других), максима одобрения (меньше ругай, больше хвали), максима скромности (не хвали себя), максима согласия (чаще соглашайся с партнером), максима симпатии (выражай симпатию к партнеру) [6, с 98]. Особенность максим вежливости состоит в том, что их слишком усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт. Г. Г. Почепцов главным моментом в понимании вежливости выделяет то, что "феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу" [2, 72].
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |