Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые группы императивных форм культуры



2016-01-26 603 Обсуждений (0)
Некоторые группы императивных форм культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 4. Императивные и аксиологические формы культуры

Императивные формы культуры

Некоторые группы императивных форм культуры.

Аксиологические формы культуры

Деловая этика

 

Императивные формы культуры и их социально-культурное назначение

 

К нормативным (императивным) формам культуры, как мы уже говорили в одной из предыдущих лекций, относятся формы предписания, через побуждение, через приказ. Термин «императивный», «императивное» происходит от латинского impero – повелевать, приказывать, которое является и основой термина «император», то есть «повелитель». Императивные формы возникают на базе остенсивных форм и часто прямо выходят из форм демонстрации как их словесное описание, например, поучения или инструкции, но эти формы развиваются в самостоятельную сложную подсистему в культуре в виде норм, запретов, догматов, лозунгов, призывов, законов, указов, приказов, повелений и т.п.

Императивные формы культуры являют собой следующий шаг в постижении и закреплении в культуре становления сущности человека и развития его самостоятельности. Если остенсивные формы манифестируют культурное содержание и вовлекают в него путем подражания (остенсивные формы – это формы подражания), то императивные формы побуждают человека выполнять определенные требования. Императивные формы – это формы побуждения. Импульс побуждения как раз и выделяет их в особую группу среди других форм культуры. Обобщенное, культурно-абстрактное содержание императивных форм отражает новый момент в связи человека и общества – отношение зависимости индивида от сообщества, его производность от него, его вторичность. Содержанием императивной формы становится идея долженствования.

Осваивая культурное содержание через императивные формы человек постигает свою зависимость от другого, от сообщества, от организации. Он открывает дистанцию, существующую между ним и сообществом и осмысляет идею «ОН». Вместе с идеей «ОН» в человеке формируются такие социальные характеристики как приверженность долгу, признание общественных интересов, способность к ориентации в социальном пространстве.

Остенсивные формы порождают необходимость принятия индивидом уже сложившихся структур деятельности, императивные формы побуждают активность индивида в деятельности по реализации общественно значимых целей, но и в том и другом случае индивид, неся в себе общественное начало, не распоряжается им самостоятельно. Путем овладения содержанием остенсивных и императивных категорий человек формируется как функционер, как «личность-в-себе».

Остенсиные и императивные формы внешне задают границы существованию человека в сообществе. Это заданные сообществом, то есть внешне заданные границы поведения индивида в сообществе.

 

Некоторые группы императивных форм культуры

Важнейшей группой императивных форм культуры является группа форм непосредственно предписывающая формы человеческой деятельности. К этой группе относятся нормы, правила, догмы и запреты (табу).

Норма(от лат. norma — руководящее начало, прави­ло, образец), 1) средняя величина, характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явле­ний. В таком смысле это понятие употребляется в ис­следованиях, проводимых с применением методов тео­рии вероятностей и математической статистики. 2) Норма со­циальная, общепризнанное правило, образец поведения пли действия. С помощью социальных норм обеспечива­ется упорядоченность, регулярность социального вза­имодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном сообществе, и частными, от­носящимися, например, к определенной сфере профессиональной деятельно­сти или же регулирующими действия индивида, зани­мающего данную статусную позицию или выполняюще­го данную социальную роль. Масштаб действия со­циальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.

Обычно социальные норсы выступают в качестве эле­ментов нормативных систем; наиболее важными систе­мами нормативной регуляции являются мораль и пра­во. Нормы носят исторический характер, т.е. изменяются во времени.

Социальные нормы различаются:

· по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные),

· по степени обобщён­ности (конкретные образцы определенного действия или об­щие принципы деятельности), универсальности дей­ствия (специфические привилегии или общезначимые права и обязанности);

· по оценке позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характери­стики действия.

Необходимое условие действенности социальных норм — их обоснованность с точки зрения соответствия их при­нятым в данном сообществе ценностям и идеалам, по отношению к которым нормы выполняют подчинённую, ин­струментальную функцию.

Нормы поведения – требования, которые общество предъявляет своим членам, и с помощью которых общество регулирует, а также направляет, контролирует и оценивают их поведение. Принимая и реализуя в своём поведении определённую систему норм, человек оказывается включённым в группу лиц, разделяющих, принимающих и реализующих данную систему ценностей. Например, высказывать прямо свои претензии и мысли не принято в организации, работники боятся наказания (возможно, неявного, косвенного). В результате такого поведения руководство не знает истинного положения дел, настроения персонала, нужды и проблемы основных работников организации.

Следование социальным нормам обеспечивается двояко: путём их интернализации (т.е. превращение внеш. требований во внутреннюю потреб­ность, привычку), происходящей в процессе социали­зации индивида. При этом соблюдение норм становится для него внутренюю потребностью, привычкой. Либо за счёт институциализации, включения в структуру общества и социального контроля, т. е. применения различных санкций к тем, чьё поведение отклоняется от приня­тых орм Большинство норм, регламентирующих организационное поведение, внедряются через санкции (система наказаний и поощрений), применяемые руководством или другими членами организации, и/или через интериоризацию (внутреннее усвоение, принятие) правил.

Функции нормы: нормы регламентируют собственное поведение человека и поведение других, избавляя от необходимости всякий раз решать типовую задачу и, позволяя предсказать поведение другого, облегчают координацию совместных действий. Соблюдение норм позволяет не совершать типовые для данной ситуации ошибки. И, наконец, они содержат предписывающие, соответственно, мотивирующие элементы.

Все что мы говорили о норме относится и к правилу, с той разницей, что норма требует обязательного ее исполнения, тогда как правило может быть выполнено, а может быть и не выполнено.

Разновидностью нормы выступают догмы и запреты. Догма (от греч. δόγμα — мнение, решение, учение, постановление), доктрина или отд. её положения, при­нимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету. Этим догма отличается от нормы. Норма так или иначе имеет рациональные или практические основания. Догмы рассматриваются их приверженцами как незыблемые независимо от конкретной реальности, условий места и времени. Так, основу любых религий составляют при­нимаемые на веру, обязательные для всех верующих догматы, которые не могут подвергаться сомнению и кри­тике.

Запретили Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

 

Важными императивными формами организационной культуры являются указы, приказы, распоряжения, предписания так же непосредственно предписывающие или запрещающие определенные отношения, поведение или действия.

Указ - распоряжение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, в странах славянских языков. Царский у. У. президента. В странах неславянских языков используются аналогичные термины:

· Декрет (лат. decretum) — правовой акт монарха или президента в разных странах.

· Постановление (распоряжение, нем. Verordnung и приказ, нем. Erlass) — правовые акты различных органов исполнительной власти в германоязычных странах. Частный случай — чрезвычайное постановление (англ. Notverordnung).

· Order in council (распоряжение в совете (англ. ) — правовой акт монарха в Великобритании и генерал-губернатора в Канаде.

· Executive order (исполнительное распоряжение (англ. ) — правовой акт президента в США.

· Эдикт (лат. edictum) — правовой акт монарха в разных странах.

Приказ – в смысле акт управления и Приказ как орган управления в Русском государстве.

Прика́зы – органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю. Приказная система продолжает существовать, подвергаясь только частичным видоизменениям, в большинстве случаев не касавшимся сущности приказного строя до Петровских реформ: некоторые приказы соединяются в одно целое, круг ведомства других расширяется, они получают новые названия, оставаясь, в сущности, старыми учреждениями, создаются новые приказы. Рядом с приказами Петром I учреждаются канцелярии, по типу сходные с приказами и отличающиеся от них только названием и, может быть, меньшим объёмом: ингерманландская, мундирная, банная и т. п. Впоследствии название канцелярия стало употребляться вместо приказа. Решительное преобразование приказного управления началось только с учреждением коллегий. В 1721 году в Духовном Регламенте были изложены главнейшие основания реформы. В приказах управление и решение дел было единоличным; в коллегиях дела решаются несколькими лицами. Постепенно коллегии заменили приказы, но последние не исчезли совсем. Некоторые из них — под собственным именем (Малороссийский, Сибирский приказы), другие — под именем канцелярий (Ямская канцелярия) продолжали существовать и пережили даже Петра I. Приказная система только постепенно уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I. В 1730 году был восстановлен, например, Сибирский приказ, просуществовавший до 1755 года, вновь учреждены Судный и Сыскной приказы. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 году при Екатерине II Учреждения о губерниях.

Прика́з в административном праве есть вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными. Приказ работник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник. Следует отличать приказ от распоряжения. Последнее как акт управления имеет меньшую силу.

Предписание – документ, требующий от человека или определённых органов и должностных лиц присутствовать в конкретном месте или выполнить определённые действия. Неисполнение требований влечет за собой наказание. В частности, суд вправе указать тому или иному лицу совершать или не совершать определённое действие. Предписание также используется для предотвращения каких-либо действий, которые совершаются неподобающим или вредным для окружающих образом.

 

Еще одной важной группой императивных форм являются закон (конституция), устав, инструкция. Термин «закон» мы будем употреблять в правовом смысле. В этом смысле закон есть свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.Зако́н в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы. В узком смысле закон – это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Среди такого рода нормативно-правовых установлений, к которым относится закон, выделяют особый род нормативно-правовых установлений, которые определяют основы политической, правовой и экономической систем государства. Это конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) – основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конститу́ция лежит в основании государственного устройства. Она есть Основной закон государства, как его учредительный документ. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием, либо путем референдума. Поэтому Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.

Уста́в (устар. Установившийся порядок жизни, поведения) – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее. Уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями, либо соответствующими министерствами, и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и другие). Уставы имеются у большинства международных организаций.

Инструкция (от лат. Instrūctiō – построение, приведение в порядок) – документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо. Различают:

· Инструкция по эксплуатации — описание изделия и правил пользования им.

· Инструкция по применению лекарственного препарата — официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.

· Должностная инструкция – документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.

 

 

Наконец, следует отметить такие императивные формы культуры как призывы и лозунги. Термин призыв многозначен, нам важно его значение как обращение к человеку или к группе людей с просьбой или требованием. Например, просьбой о помощи. Призывом называют короткое обращение к людям (устное или на письменное) с политическими требованиями. Частным случаем призыва выступает лозунг.

Ло́зунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Слово «лозунг» пришло в русский язык из немецкого (die Losung). Изначальное значение слова — пароль или опознавательный знак. Немецкое слово происходит от глагола losen — бросать жребий, решать что-либо с помощью жеребьёвки (ср. нем. das Los — жребий). Лозунги используются в политической, религиозной и других сферах. Лозунги могут существовать как в устном, так и в письменном виде. В письменном виде лозунги чаще всего появляются в форме плакатов. Будучи ёмкой и запоминающейся формой передачи мысли, лозунги часто используются в пропаганде.

 



2016-01-26 603 Обсуждений (0)
Некоторые группы императивных форм культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые группы императивных форм культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)