Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный бюджет и методы его балансирования



2016-01-26 940 Обсуждений (0)
Государственный бюджет и методы его балансирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», ко­шелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которы­ми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет —это соотношение между доходамии расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступление и расходование в течение опреде­ленного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударст-венного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного само­стоятельного значения. В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюдже­тов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможно­сти тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отноше­ния, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с госу­дарством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денеж­ные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуще­ствления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспе­чения обороны страны и управления обществом.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

— перераспределение национального дохода;

— государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

— стимулирование научно-технического прогресса;

— финансовое обеспечение социальной политики;

— контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Масштаб расходования государственных средств (называемый «государственной квотой»)» представляет собой важный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволя­ет сравнивать государственные расходы с ВВП. Статистические данные по ведущим западным странам показывают следующую дифференцированную картину (табл.).

Под принципами построения бюджета понимаются такие способы организации бюджетного процесса, при котором бюджету обеспечивается высокоэффективное - на благо всего населения тер­ритории - функционирование. Всего существует шесть основных принципов построения бюджета любого уровня власти. Их соблю­дение обеспечит в равной мере реализацию интересов всех слоев общества, а не отдельных его групп. Это принципы:

• гласности; • единообразия; • полноты; • единства; • осторожности; • достоверности.

Принцип гласности основан на том, что: любая власть публична; утвержденный парламентом бюджет является законом дан­ной территории а, как всякий закон, подлежит публикации как сво­его текста, так и хода его исполнения; только путем гласного ведения финансового хозяйства с со­блюдением ясности и достоверности в бюджетном деле власти могут рассчитывать на доверие и поддержку со стороны населения

Принцип единообразия основан на том, что финансы орга­нов власти всех уровней являются составной частью государствен­ных финансов, несмотря на определенную степень самостоятельно­сти и свободы региональных органов власти. Этот принцип предусматривает единообразие методической базы управления и учета бюджетных средств, в том числе финансовых документов, бюджетной классификации, методик расчета прогнозных показателей.

Принцип полноты предполагает полный учет всех посту­пающих в распоряжение органов власти денежных средств, а также осуществляемых расходов бюджета как залог гарантированного контроля. При этом принцип единства предполагает наличие всего одного канала расходования бюджетных средств, то есть единство кассы. Таким образом, принципы полноты и единства обеспечивают ясность (полноту картины) в бюджетной сфере и несовместимы с наличием внебюджетных фондов.

Принципы осторожности и достоверности предполагают ос­торожность в прогнозировании и достоверность отчетных сведений.

Все вышеперечисленные принципы могут не соблюдаться полностью или частично в случаях, когда исполнение бюджета по­строено таким образом, чтобы приносить эффект не населению в це­лом, а отдельным его группам, выбранным чиновниками субъективно.

Совокупность действий, обеспечивающих функционирова­ние денежных фондов органов власти, представляет собой бюджет­ный процесс. В целом бюджетный процесс включает в себя сле­дующие стадии: составление проекта бюджета, утверждение проек­та бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, управление долгом, контроль за исполнением закона о бюджете, утверждение отчета об исполнении бюджета.



2016-01-26 940 Обсуждений (0)
Государственный бюджет и методы его балансирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный бюджет и методы его балансирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)