Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные научные подходы к социальной работе



2016-01-26 1468 Обсуждений (0)
Основные научные подходы к социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из основных подходов в теории социальной работы является системный подход. Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, имеет универсальный характер, поэтому его следует применять всегда и везде. Объектом системного подхода является целостность (система), что означает учет: а) ее различных элементов; б) структуры элементов, зависящей от характера внутренних связей;
в) границ системы; г) взаимосвязи этой системы с окружающей средой и т. д.
Центральное понятие системного подхода — понятие «система» (от греч. System — целое, составленное из частей; соединение). Существует многообразие подходов к толкованию сущности системы (философское, социологическое, управленческое и т. д.). Из всего многообразия определений «система» возьмем самое лаконичное. Система — это комплекс взаимодействующих элементов. А элемент — это далее неразложимый компонент системы. Типология систем также не отличается однообразием. Среди видов систем называют большие, социальные, кибернетические, социальные и т. д.
Сложная система в отличие от простой является открытой системой, для которой характерно постоянное видоизменение, обмен информацией с другими системами. Общество и его подсистемы относятся к типу сложных открытых общественно-исторических систем и соответственно предполагают рассмотрение в динамике ее действительного существования (как процесс) и в предметном бытии, статике (состав и строение). Социальная работа относится к классу социальных систем, в которой можно выделить подсистемы меньшего уровня: социальная работа как наука; социальная работа как учебная дисциплина; социальная работа как вид деятельности.
Применение принципа системности к теории социальной работы позволяет рассматривать все компоненты научного знания во взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику объекта и предмета теории социальной работы, которые, в свою очередь, влияют на содержание теории и практики социальной работы. Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер; ей присущи неотъемлемые компоненты науки, она содержит органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную.
Социальная работа как специфический вид деятельности также имеет системный вид: во-первых, это совокупность элементов, характеризующая особенности процесса взаимодействия в социальных отношениях с целью решения проблем (субъект и объект, содержание и средства, функции и цели); во-вторых, это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности.
Другим важным подходом является цивилизационный подход. Построение модели социальной работы на современном этапе невозможно без учета исторических, социо-культурных закономерностей развития страны. Освобождение от гипертрофии социально-экономических детерминант при объяснении исторических процессов, от примата революционно-классового подхода предполагает смещения акцента в анализе на культурологические аспекты, делает необходимым анализ ментальности в исторических исследованиях.
Цивилизационный подход позволяет рассматривать исторический процесс в динамическом сопряжении двух его отправных начал: объективно-заданного (формационного) и субъективно-волевого (антропологического), что позволяет различить в истории общества не только противостояние общественных групп и классов, но и их культурное взаимодействие на базе общенародных ценностей. Экстраполяция цивилизационного подхода на социальную работу делает возможным и необходимым анализ культурного контекста, вне которого невозможно понимание логики развития системы социальной работы в теоретическом и практическом аспекте.
Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой — разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.
Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.
Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия, как «социальное государство», зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Параметры социального государства — услуговый, правовой, налоговый.
Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstaat), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/ благоденствия) (Welfar State). Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создает многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа.
Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики, как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.
Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы. Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.
С этих позиций существование социальной работы необходимо и возможно рассматривать как явление, неразрывно связанное с философской, культурной традицией, особенностями ментальности, многовековым опытом воспитания, включенностью национальных процессов в контекст общемирового развития. Рассмотрение социальной работы в свете цивилизационного подхода позволяет понять, чем определялась специфика данного феномена в той или иной социокультурной среде.

 

1.Базовые и специфические методы теории социальной работы Методы социальной работы – это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач социальной работы. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов: 1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания). 2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование, математическая статистика) 3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование. В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие “социальные технологии” – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере. Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи. Методы профессиональной социальной работы различаются: 1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.); 2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые); 3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы). Методы социальной работы, классифицированные по объектам: I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы. II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями: а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов; б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения; в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах. Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии: 1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель. 2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. 3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы. 4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций. Методы моделирования социально-психологических исследований: 1. Групповая дискуссия. 2. Деловая игра – моделирование систем отношений. 3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек. 4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности. III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде. Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине. Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях: 1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии. Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна». 2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб. 3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают: а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений); б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания); в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание). 4. Социально-психологические методы включают комплекс методов: а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия; б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности; в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека; г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности; д) методы исследования жизненного пути; ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний; з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование. 5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей. Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др. Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и социальной работы Одним из многих направлений функционирования общества как целостного организма является социальная работа. Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. Социальная политика - наиболее широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она наиболее устойчива, стабильна. Социальная работа наиболее динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Социальная политика является одним из важных факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Содержание, формы и методы социальной работы определяются социальной политикой. В то же время социальная работа (как деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом) не может не сказаться в конечном счете на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задача Социальные работники рассматриваются как проводники социальных перемен и реформ. Профессиональная социальная работа - это один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию, ее задачи, проблемы и возможности. Обычно социальные работники не играют определяющей роли в принятии стратегических решений политическими и государственными службами, выступая посредниками между клиентами и государством. Однако они могут и должны пытаться влиять на смысл этих решений. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Расширяются функции социальных работников, они приобретают глобальные, общечеловеческие масштабы. А сами социальные работники выступают в роли адвокатов мира и благополучия человечества в целом. Поэтому социальная работа понимается не только как форма и принцип профессионального милосердного действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе. Проекты, реализуемые в России с 2005 г., касаются наиболее чувствительных в социальном плане сфер жизнедеятельности людей на современном этапе развития страны:сельского хозяйства, здравоохранения образования и жилищно-коммунального хозяйства. Речь идет о выделении значительных средств, укреплении инфраструктуры материально-технической базы этих отраслей, большей доступности социальных благ для людей (во всяком случае, отдельным категориям).

Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=403921



2016-01-26 1468 Обсуждений (0)
Основные научные подходы к социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные научные подходы к социальной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)