Задачи, функции и методы управления инновациями
Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования инноваций является прогноз о возможном направлении соответствующих изменений, наметившихся тенденциях научно-технического прогресса и изменения спроса потребителей. Прогнозирование роста и развития организации включает стратегическое видение организации на длительную перспективу и связано с выбором альтернативных вариантов развития. Обязательным этапом прогнозирования является оценка возможностей НИОКР, технологий, инвестиций, персонала, а также проблем поиска ресурсов 9 Функция планирования – это процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации по достижению ее инновационных целей, а также путей и средств их реализации, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование в управлении инновациями охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике: разработку планов и программ инновационной деятельности, их обеспечения финансовыми и материальными ресурсами. По содержанию плановых решений: стратегическое планирование заключается в определении главных целей инновационной деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10–15 лет (стратегия обозримого будущего); тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия; оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах. Планирование в управлении инновациями включает: 1. организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций 2. составление планов мероприятий по направлениям 3. поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства 10 Функция организации – это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными исполнителями, определение порядка их функционирования, а также совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала по своевременному и качественному материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения. Ее главные задачи: • проектирование процессов управления инновациями; • обеспечение квалифицированным персоналом, совместно реализующим инновационную деятельность; • создание инновационных организационных структур управления для разработки и внедрения инноваций, временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности; • установление оптимальных взаимосвязей между научными, производственными, маркетинговыми и другими подразделениями предприятия, принимающими участие в инновационной деятельности; • делегирование полномочий, распределение ответственности и рисков путем разработки методических указаний, инструкций и т.п.; • разработка мер по унификации, типизации и стандартизации процедур, методов, приемов в управлении инновациями. Основным интегральным фактором, положительным образом влияющим на трудовую деятельность лица, осуществляющего инновационную деятельность, можно назвать привлекательность для работника выполняемой им работы Компонентами его являются: Факторы приемлемости – внешние (необходимые, но недостаточные для роста инновационной активности работников): • политика фирмы и администрации; • условия рабочего окружения; • заработная плата (увеличение ее вызывает увеличение производительности труда только до определенных пределов, а затем рост прекращается, так как мотив зарплаты становится недостаточным); • межличностные отношения (в т.ч. с вышестоящим руководителем); • степень непосредственного контроля за работой (уровень регламентации, работа либо по принципу достижения целей, либо по принципу выполнения работы и пр.); Мотивационные факторы (внутренние), достаточные для повышения инновационной активности работников: • достижение признанного личного успеха; • продвижение по служебной лестнице; • признание результатов работы; • высокая степень ответственности (начальник не должен брать на себя ответственность, т.к. человеку нравится ее нести); • возможность творческого роста. 11 Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. Он имеет целями: • выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления инновационной деятельностью, своевременное их исправление и недопущение повторения; • выявление отклонений от установленных плановых заданий, рассогласований в работе различных подразделений и служб предприятия. Главные задачи контроля: • Ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб организации). Она может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений, обязательной проверкой правильности оформления документации, проверкой правомочности полномочий и т.д. • Информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней информации), включает контроль за выполнением планов, периодическое исследование покупателей (опрос клиентов, прекративших закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги), конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки (уровень мотивации, проблемы); • Мотивационная (мобилизующая). • Другой важный аспект контроля – поддержание успеха– определение наиболее эффективных направлений деятельности, выявление сильных сторон и резервов. • 12 Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия. • Функция регулирования – завершающая функция управления инновациями, в результате которой осуществляются наблюдение за ходом разработки и внедрения инноваций, разработка и реализация решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе инновационного процесса, а в случае их возникновения – по их незамедлительному устранению, то есть воздействие на объект управления. Этим достигается состояние устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае отклонений их от установленных параметров. • 13 Функция рискового вложения капитала проявляется в венчурном финансировании инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. • Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п. • Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. • 14 Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации. • Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что составляет содержание стимулирующей функции инновации. 16 Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы. К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические. Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.Разработка и внедрение стратегии обычно осуществляется по следующей схеме: Разработка инновационной стратегии редко бывает чисто формальной, и сама стратегия должна постоянно корректироваться с учетом изменяющейся внешней среды и внутренних условий в организации. Поэтому задача руководства предприятия состоит не только в том, чтобы грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке. 27 Управление персоналом в инновационной организации Основной персонал научных организаций составляют научные работники. Научные работники — лица, занимающиеся научными исследованиями и разработками. Их творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний, поиск новых областей их применения. Персонал научных организаций оказывает прямые услуги, связанные с выполнением научных исследований и разработок. Научные работники могут быть заняты в различных отраслях науки, секторах науки и типах организаций. В составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяют четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал. Основным содержанием работы служб по работе с персоналом становится: • планирование потребностей в персонале; • активные методы набора и найма; • управление потерями времени; • анализ текучести; • развитие кадров (подготовка и повышение • квалификации, планирование карьеры). 28 Мотивация — это побуждение, предрасполагающее человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |