Педагогическая этика о нравственном сознании учителя. Структура нравственного сознания учителя
Нравственное сознание учителяпредставляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия (Л.Л.Шевченко). Нравственное сознание учителя - часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека. Нравственная культура личности педагога – это целостная система элементов, охватывающая: Ø культуру этического мышления(способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике), Ø культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию), Ø культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка, Ø этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения. В структурунравственного сознания педагога включаются: · нравственные (этические) взгляды, · убеждения (идеалы), · нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка. Нравственные (этические) взгляды педагога.Нравственные взгляды учителя – это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно - образовательном процессе школы. Динамикаразвития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий: · идеалы детства, отрочества, юности, · принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися, · осознание своего профессионального долга, · осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя, · понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности. Убеждения (идеалы) педагога.Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям (С.Б.Елканов). Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру: ü познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора), ü эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию), ü волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием). Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Нравственные чувства педагога. Нравственные чувства - это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно»К нравственным чувствам относятся: симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, любовь-ненависть, справедливость - несправедливость и др Ведущими нравственными чувствами педагога являются: · любовь к детям, · профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка, · терпимость, · доброжелательность, · доверие и уважение к учащимся. Ш. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики. Принципы гуманной педагогики: любить ребенка; очеловечивать среду, в которой живет ребенок; проживать в ребенке свое детство. Ш.А. Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности: Любить ребёнка. Любовь - это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка. Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка. Любовь к ребёнку, к человеку - вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества. Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и др.), заключенные в явлениях общественной жизни и природы» 9 Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника в различных жизненных ситуациях. Пути формирования у личности привычки к обдумыванию своего поведения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |