В деятельности педагога
Что же может создавать почву для возникновения конфликтных ситуаций? На данный вопрос трудно ответить однозначно. Существуют как общие факторы, влияющие на создание негативной ситуации в общении в целом, так и причины, следствием от которых могут быть особые профессиональные условия, где риск конфликта может возникать значительно чаще в силу неравноправности социальных статусов партнеров по общению. Конфликт не возникает на пустом месте и не может возникнуть неожиданно. Он зарождается постепенно, незаметно на первый взгляд. Рассмотрим спектр нарастающих форм конфликта (Н.Е.Щуркова): · недовольство – противоречие еще не ясно участникам конфликта, столкновения пока нет, но неудовлетворенность от взаимодействия проявляется в мимике, пластике, интонациях, · разногласие- противоречие проступает явно, оно высказывается открыто и участники конфликта осознают момент столкновения, · противодействие - никто не хочет уступать объект своего интереса и делает все, чтобы утвердить свою точку зрения, · противостояние – застывшее противодействие, когда участники конфликта заняли выжидательную позицию, · противоборство – начало действий. Свой интерес уходит на второй план. Нападение на самого противника, борьба против него. Следует отметить и личностные особенности педагога, которые могут послужить причиной возникновения конфликтов: · нетерпимость к недостаткам других, · подозрительность, агрессивность, · скрытый рационализм, · склонность настаивать на своем, категоричность суждений, · склонность к обвинению партнера. Как считает С.Баныкина, конфликт между педагогом – учеником - родителем происходит по трем основным причинам: · учитель стремится утвердить свой профессиональный авторитет, · учащийся протестует против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка, · родители пытаются защитить индивидуальность своего ребенка. Однако данные причины внешне всегда лежат на поверхности, и выявить их не составляет большого труда. Результаты же психологических исследований показывают, что действительными причинами конфликтов могут быть те, что остаются как бы за полем нашего внимания: · плохая (безграмотная) организация труда педагога в целом, · ошибочный стиль руководства детским коллективом. К вышеуказанным причинам, порождающим конфликт, следует отнести и ряд ошибок, которые часто возникают в ситуации педагогического общения: Ø бестактность, грубость партнера по общению (со стороны учителя, родителя, самого ученика), Ø неверное отношение к критике (низкий уровень культуры у критикующего: критика высказана в грубой форме; повышенная обидчивость, моральная ранимость партнера по общению), Ø конфликтующая сторона, как правило, неадекватно воспринимает оппонента: 1. «иллюзия собственного благородства»- «Я» прав и являюсь жертвой злобного противника; с точки зрения морали «я» веду себя благородно. 2. «поиск соломинки в глазу другого» – неадекватность оценки поведения оппонента в конфликтной ситуации, отсутствие самоанализа своего поведения. 3. «двойная этика» - приукрашивание собственного поведения даже перед самим собой. Собственные действия представляются как разумные, уважительные по отношению к сопернику, а оппонента – недопустимые. С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. 1. Объективные причины педагогических конфликтов: · недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка, · противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним), · существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.), · различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей"), · зависимость ученика от учителя, · необходимость оценивания учащихся учителем, · игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах, · множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми, · различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни, · социальная нестабильность и др. 1. К субъективным причинам относятся: · психологическая несовместимость учителя и ученика, · наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.), · отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика, · необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика, · несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований, · недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей), · наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса, · чрезмерная загруженность учителя или ученика, · вынужденная бездеятельность ученика, · отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе, · несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
27. Кодекс профессиональной этики учителя. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма. Необходимость нравственной переориентации личности будущего педагога в условиях современного общества. Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания определенной некой «константы », отражающей основные нравственные требования, регулирующие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких кодексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения). К числу нравственных кодексов можно отнести Библейские законы Моисея, Кодексы некоторых философов -просветителей (Жан Жак Руссо). Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально. КОДЕКС – законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы). Термин « кодекс» употребляется также иногда для обозначения вообще какого-либо свода правил поведения. Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает в какой-то степени формальность внешних требований, вводя в свое содержание определенные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессиональной этики учителя содержит систему основных нравственных требований, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в школе. Попытки создания профессионального кодекса учителя были сделаны в конце CC начале CCI века. Основными разделами кодексов профессиональной этики учителя являются следующие (Шевченко Л. Л.): 1) Отношение учителя к своему труду. 2) Отношение учителя к учащемуся. 3) Отношение учителя к ученическому коллективу. 4) Отношение учителя к родителям учащихся. 5) Отношение учителя к своим коллегам. 6) Отношение учителя к педагогическому коллективу. 7) Отношение учителя к самому себе. 8) Отношение учителя к руководителю школы. 9) Отношение учителя к обществу. 10) Отношение руководителя школы к коллективу учителей. 11) Отношение руководителей школы к своей деятельности. 12) Отношение руководителя школы к самому себе. Каждый из представленных разделов включает не менее 15 разнообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитую нравственно-эмоциональную культуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированной нравственно - эмоциональной культуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии. Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, составленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые являются одновременно и эмоциональными стимуляторами и моральными регуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1592)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |