Проблема локализации ВПФ. Теория Лурия о системно-динам. лок-х ВПФ
Нейропсихология: предмет, задачи, разделы Нейропсихология-отрасль клинической психологии, изучает роль отдельных мозговых зон в поведении чел, в протекании псих. деят. и нарушений, которые возникают при поражении таких зон. Ее предмет- мозг. организация псих функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов псих. деят. В практика -вносит свой вклад в решение таких задач мед. психологии, как диагностика и реабилитация. Разделы нейропсихологии: Клиническая НП – изучение НП-х синдромов, возникших при поражении того или иного участка мозга, и сопоставление их с общей клинической картиной заболевания. Экспериментальная НП – экспериментирование (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений псих. процессов при локальных поражениях мозга и заболеваниях ЦНС. НП д\в (70 гг. инициативе А. Р. Лурия) -специфика нарушения псих. функций у детей при локальных мозговых поражениях => возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия для решения вопроса о генетической и соц. детерминации этих закономерностей работы мозга. НП индивид.различий/ дифференциальная НП –изучение мозг. организации псих. процессов и состояний у здоровых лиц. НП пограничных состояний ЦНС: невротическое состояние; заболевания мозга, с облучением малыми дозами радиации и др.
Культурно-историческая теория Выготского как методологическая основа нейропсихологии. Теория происхождения и развития ВПФ разработана Л.С.Выготским. У человека есть 2 линии разв:1)натурал(физич, естественное развитие с момента рождения );2)культ.(историч)-при появлении общения с окр. миром. Знак-орудие псих. деят. Это созданный чел-м стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. ВПФ возникли при помощи знака. Применение знака, слова как специфически чел-го псих. регулятора перестраивает все ВПФ человека. Выготский перешел к выявлению мех-зма влияния среды, кот собственно и изменяет Y ребенка, приводя к появлению ВПФ. Эти миханизмы: интериоризацию знаков - созданных человеком стимулов-средств, для управления св. и чужим поведением. Знаки приобретаются в общении со взрослым. Появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Формируется знаковая функция созн, происходит становление логич. мышл, воля, речь. ВПФ в развитии проходит 2 стадии.1-сущесвует как форма взаимодействия м\у людьми, 2–как внутренний процесс-переход от внешнего плана развития к внутреннему. Обусловлен соц. ситуацией развития- специфическая для каждого возр. периода система отношений чел. в соц.среде, в которой происходит его псих.развитие. Оно идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближ. псих. развития. Движущая сила психич разв - обучение. Должно «вести за собой» развитие. Общение со взрослым, овладение интелл. Деят. под его руководством, как бы задают ближ. перспективу развития ребенку- зону ближ. Развития. Действенным оказ-ся то обучение, кот «забегает вперед» развития.
Современные представления о ВПФ А.Р. Лурии ВПФ- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления. Рефлекторный характер ВПФ. ( А. Р. Лурии ,А.Н. Леонтьевым, Л С. Выготским) любая деят. в основе рефлекторна, поскольку осущ-ся на основе отражения действительности. ВПФ зависят от результата эволюции психики, отражаемая действ-сть предстает перед чел. не только в виде естественно-прир. стимулов, как для животных, но и в виде созданного им самим рукотворного мира — цивилизации. Все признаки ВПФ вытекают как из биологичности психики, так и из её социальности. Саморегулирующийся хар-р ВПФ, основан на факте самопроизвольности созревания мозговых структур, осуществляющих ВПД, и их подчинения объективным закономерностям реализации. Опосредованность ВПФ- для осуществления ВПД необходимо оперировать 1) предметами и явл. окр. мира, относящимися как к природе, так и к тому, что сотворено людьми, 2) знаковыми, коммуникативными системами. При этом→интериоризация. Сознательность, произвольность ВПД в том, что чел. м. осознавать себя как отдельное явление действ-сти, ощущать свое «Я», оценивать свои знания, произвольно менять содержание умений и навыков. Произвольность деятельности, есть только у человека. Соц-й хар-р ВПФ.-содержание и уровень формируемой психики определяют сложившиеся обстоятельства жизни (дети-Маугли). НП изучает особенности ВПФ: психол.структуру; мозг. локализацию; нарушения; принципы и методы коррекции восстановления. Учение о ВПФ - краеугольный камень НП, оно подвело к дифф-му изучению функц-й различий зон мозга, или, иначе, к развитию учения о локализации. Проблема локализации ВПФ. Теория Лурия о системно-динам. лок-х ВПФ. Локализация ВПФ — теоретическая концепция, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и псих. процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа, Галена.. 1. Узкий локализационизм. ПФ – неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции. 2. Антилокализационизм: ПФ - мозг трактуется как однородной целое, равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга. Теория системной динамической локализации ВПФ: мозг– субстрат псих функций – работает как единое целое, состоящее из множества высоко дифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами соотносится не вся псих. функция и даже не отдельные её звенья, а те физиол. процессы (факторы), которые происходят в соответствующих структурахрах. Нарушение→ первичные дефекты→нарушения ряд взаимосвязанных псих. функций→нейропсихологические синдромы
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |