Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сознание и самосознание.бессознательное



2016-01-26 1141 Обсуждений (0)
Сознание и самосознание.бессознательное 0.00 из 5.00 0 оценок




Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Бессозна́тельноеили неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному (Ид) — осознаётся.

Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании

Фрейд -многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта; неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Юнг-«коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. Существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

[править]

Советская школа Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

21.Познание-процессцеленаправленного активного отображения действительностив сознании человека;субъект познаваемой реальности – человек; означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой;осуществляется на основе практической деятельности, способ духовного освоениы действительности;общественно исторический характер процесса познания;виды действий:познание с помощью непосредственно(что-то новое);с помощью результатов познавательной деятельности других поколений;Гностицизм, агностицизм

Гностицизм-материалисты, мир познаваем, человек имеет неограниченные возможности познания;

Агностицизм-идеалисты, мир познать невозможно,либо человек имеет ограниченную возможность познавания мира; Кант-теория агностецизма(человек обладает ограниченными познаваемыми способностями, окружающий мир непознаваем, человек может познать лишь внешнюю сторону предметов,никогда внутреннюю;

Познание:чувственное–субъективно, индивидуально, первично, необходимо;формы:восприятие, представление(Бэкон,Локк,Гоббс)Теоретическое-на уровне закона; формы:понятие, суждение, умозаключение(Декард,Спиноза)

Интуиция-истина сама приходит к человеку на подсознательном уровне;

Уровни:обыденный-эмпирический, практический, чувственно-воспринимаемые объекты, предрассудки, стереотипы; теоретический – абстрактное мышление, систематичность, основа – гипотеза,нет ответов на жизненные вопросы

Теория истины

И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Парменид-познание-противопоставление мнению. Основной критерий- тождество мышления и бытия. Платон- истина-сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии

Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом).

Начиная с XIII в. была распространена теория

Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы

Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта ;В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) – истина как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

В классической концепциидействительность трактуется, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте

эмпиризма-истина п как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX — середины XX вв. иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Абсолютная-представление о Боге кА кисходной силе; переход от более совершенных к менее совершенному знанию,при этом старое включается в систему нового

Относительная – любая субъективная гипотеза;

Модели истины:

Классическая:Античная-Аристотель(и-соответствие высказываний реальному положению вещей

Позитивистская – соответствие высказываний фактам

Средневековье-Авторитарная-и-доверие авторитету;

Новоевропейская – Декард –и-отчетливое представление о чем либо

Неклассическая-

Эмпирическая-Локк-и-опытная подтверждаемость

Марксизм-и-практика

Прогматическая-Пирс-и-полезность, эффективность знаний

Когнетивная-Мах, Авенариус-и-свойства согласованности знаний

Онтологическая-Хайдегер-и-образ пещерысолнце для всех одно и тоже, нечто постоянное, но истина не может быть такой, она должна быть событием, когда он вступает в определенные отношения с самим собой и природой;и-алетейя,подобна ускользающей женщине

 

Человек

ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)- Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен. Идеальное существование человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, те. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем. Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности.

ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)- геоцентризм; Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварное существо. И хотя он призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, он все же находится в иерархии мира несравненно ниже Бога; Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. В символе креста христианство призывало человека; распинай земное в себе и стремись к Богу, уничтожай зло на своем пути, и тогда ты будешь спасен на небесах. Следует заметить, что философия средних веков в большей мере, нежели древняя, обратила внимание на внут-ренний (духовный) мир человека.

ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)- антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. В Италии сформировался гуманизм как мощное идейное течение, представленное в философии и литературе. Этот гуманизм носил оптимистический характер, поскольку нес в себе веру в силы и возможности человека. В данную эпоху человек рассматривался как творец (кузнец) самого себя и своей судьбы, господин природы.

ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)- исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

ЧЕЛОВЕК – «ТВОРЕЦ» (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)- существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоления отчуждения и обретения свободы. воззрения Л.Фейербаха на человека. Он рассматривал человека как высший предмет философии и иных наук. Хотя человек есть высшее проявление жизненной силы природы, вместе с тем он являет собой порабощенное внешним миром существо, и потому - существо несвободное;

ЧЕЛОВЕК-«ЭТО МИР ЧЕЛОВЕКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ)- рассматривал человека в кон-тексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Сущность человека есть, по его определению, «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность (практика). из поля зрения, по сути дела, выпал отдельный человек (индивид), этот мыслящий и страдающий «тростник» с его сложным и неповторимым духовным миром. Он оказался как бы подавлен обществом, а позже, в советский период нашей истории был фактически принесен в жертву «светлому будуще-му» в качестве его «строительного» материала. .

ЧЕЛОВЕК – «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)- антропологнчна, она обращена в первую очередь к душе человека; Главная проблема для нее усовершенствование человека; Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что человек есть «двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, спо-собное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Кратко говоря, человек - это живое противоречие, в котором представлено все. Основными же его качествами являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения.

ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)- В зарубежной философии XX в. также имел место большой интерес к теме человека. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф.Ницше. Австрийский ученый З.Фрейд предложил психоаналитическую трактовку человека, в которой вскрывались глубинные мотивы поведения и деятельности человека (учение о «бессознательном»). «Философия техники» рассматривала человека под своим специфическим углом зрения. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

 

В 20-30-х годах нынешнею столетия в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Его духовными предтечами были Б.Паскаль, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие мыслители. Основной темой в этой философии стала тема существования человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений. Экзистешшалисты (Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй и др.) учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути, энергично бунтовать (протестовать, бороться) против бесчеловечности этого мира, - вот в чем состоит призвание современного человека. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.

 

24.научное знание-систематическое, организованное , изучает общее и закономерное, связано с проникновением в сущность предметов, знание всего человечества, а не отельного человека, проверено научными теоріями и практикой, логически стройное, точное. Непротиворечивое, транслируется от поколения к поколению, развивается, реализуется в деятельности соц. Институтов

Строение: постановка проблемы, метод решения, рождение гипотез, проверка гипотез, если есть хотя бы один контрпример-гипотеза отбрасывается,если их нет-гипотеза становится научной теорией

Научная картина мира-система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате синтеза научных понятий и принципов;

-мировозрение

-система представлений о природе

-представление об обществе

-систематизация знаний

Исторические типы:

Классическая - Аристотель-создание формальной логики, канон организации научного исследования(история вопроса, постановка проблем, аргументы,обоснование решений),возникает наука,наука отделяется от других форм познания, создаются нормы научного знания;

Новоевропейская-механическая-Ньютон(17-18век)-гелеоцентризм, язык математики, эксперементальные исследования, бесконечность вселенной, оппозиция-субъект/объект, образец-механика, отказ от концепции гармоничного космоса;новая картина мира основанная на эксперементе и математике;

современнаяНКМ-Энштейн-теория относительности(переностися еще и на общество и человека),открытие сложной структуры атома, явление радикальности,

 

25.Человек в системе социальных связей-взаимоотношения человека и общества связано с культурой-традиционная культура-основа традиции,религия, пассивный субъект, развитие теоретических наук, воспроизведение культурних цінностей,уважение к старшим; индустриальная(век евр)-интерес к науке и технике, человек понимается как рабочий,поиск нового,инновации; постиндустриальная-проблема новизны, распад пружних цінностей;1-античность-демократия, патріот, сильный, смелый;2-средневековье- релігія, человек грешен, немецкая философия – рабочая сила.

 

26.Свобода и ответственность личности-Свобода:негативный смысл; позитивный смысл

Позитивный-Платон-свобода приносит вред человеку, Аристотель- «свобода от политического деспотизма»,Эпикур;Эллинизм-киники-каждый человек может выбирать; Средневековье – Августин –человек обладает свободной волей,может выбирать, возникает ответственность, Возрождение- человек сам кузнец свого счастья, Человек свободен,но возникает ответственность, Николо Маккиавели-в зависимости от ситуации; Маркс – проблема отчуждения – хочешь жить – работай; Ницше – человек свободен от разумной жизни, нужно жить иррационально; экзистенциализм – Бердяев – свобода – свойство самого бытия, тк Бог имеет свободную волю, Богоподобие человека не внешнее а внутреннее, внешняя свобода – преодоление самого себя по отношению к другому, внутренняя свобода – преодоление чего то устоявшегося, жизнь в ладу с собой;Хайдегер – основное состояние бытия – страх; свобода от условностей;

Негативный-Демокрит-детерминизм,все предопределено, Просвящение-Спиноза – свобода – познанная необходимость; немецкая классическая философия –человек не свободен; Маркс – свобода – фикция, тк человек поступает в соотв с окруженцем(экономика, классовая борьба)

 



2016-01-26 1141 Обсуждений (0)
Сознание и самосознание.бессознательное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сознание и самосознание.бессознательное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)