Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная политика государства



2016-01-26 459 Обсуждений (0)
Социальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Это регулирование социально-экономических условий жизни общества путем реализации принципов социальной справедливости. В этой политике есть две крайности, между которыми и балансирует распределительная политика государства. Одна - это чрезмерное вмешательство, выравнива-ние доходов, которое снижает деловую активность и эффективность про-изводства в целом. Другая - это сокращение распределительной роли госу-дарства, которая ведет к социальной напряженности, конфликтам и к паде-нию производства и его эффективности.

 

На социальную политику стран влияют духовные, нравственные, нацио-нальные традиции, исторические особенности. Так, очень высокие ставки налогов, взимаемых в Швеции, привели бы экономику США к катастрофе.

 

Определить оптимальные ставки налогов и выплат очень трудно. В Рос-сии уравниловка выступала под видом коллективизма, поэтому население, воспитанное в этом духе, отторгает рыночные принципы распределения.

 

Система социальной защитыозначает поддержку не только малообес-печенных, но и наемных работников вообще: ограничивается продолжи-тельность рабочей недели, минимальная ставка зарплаты, минимум отпус-ка, предусматривается охрана труда.

 

В странах разрабатываются программы стабилизации доходов, помо-щи малоимущим. Устанавливаются пенсии потерявшим кормильца, льготы многодетным (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание в школах). Образование и медицинское обслуживание - бесплатное.

 

Социальная ориентация экономики предполагает подчинение хозяйст-ва задачам развития личности. Ее необходимость вызвана: задачами гума-низации общественных отношений, предотвращения роста бедности и пре-ступности; необходимостью создания нормальных условий жизни людей, когда уровень экономического развития позволяет сделать это. НТР, дви-гателем которой является творческий труд, немыслим без удовлетворения разумных потребностей работника.

 

Экономика России при господстве административно-командной сис-темы в сравнительно спокойный период 1953-1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни. Но в целом она не давала воз-можности для раскрытия творческого потенциала личности, а многие ра-зумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного де-


 

93 75


фицита потребительских товаров и услуг, а также выделения средств на развитие социальной сферы «по остаточному принципу».

 

Тем не менее, административно-командная система имела ряд достиже-ний в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости.

 

Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятель-ности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, адми-нистративно-командная система опережала рыночную систему в перечис-ленных социальных моментах.

 

Поэтому переходная экономика – это желание сочетать социалистиче-скую социальную систему с эффективностью рыночной экономики. Опыт развитых стран с рыночной экономикой демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста произ-водства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.

 

В переходной экономике России реализация задач социальной справед-ливости затруднена довольно скромными размерами общественного про-дукта, что сдерживает перераспределительные процессы.

 

Вместе с тем социологические исследования указывают на сдвиг массо-вых представлений о социальной справедливости от уравнительных к ры-ночным. Социальная политика — это политика государства, направлен-ная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно при-сущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим сис-темам.

 

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации до-ходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыноч-ной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономиче-ской почве. Поэтому важной задачей социальной политики является ад-ресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп.

 

В условиях переходной экономики происходит резкое увеличение диф-ференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство

 

в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в са-мом начале переходного периода.

 

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов.


многократному ускоренному расширению производства и росту занято-сти. Противоположные меры принимаются, когда уровень производства, обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равно-весного уровня. Они называются «политикой сдерживания» (это экономия на трансфертных платежах и социальных программах, увеличение налогов и снижение процентной ставки).

 

Для прогнозирования масштабов мультипликационного эффекта Кейнс сравнивал выведенные им «среднюю склонность к потреблению» (это от-ношение величины потребительских расходов к уровню доходов) и «сред-нюю склонность к сбережению» (отношение величины сбережений к уровню дохода).

 

Недостатки кейнсианской модели заключались в следующем. Кейнси-анская модель не давала рецептов, как одновременно бороться и с инфля-цией, и с безработицей. А сочетание того и другого, получившее название стагфляции, как раз поразило современное общество.

 

Монетаристская модель

 

Политика экспансии – выплаты денежных сумм населению – лишь на время увеличивает спрос. Но далее ведет к росту цен, инфляции, сокраще-нию производства, потому что растут цены и на факторы производства. Производство сокращается, а, значит, растет безработица. В последние десятилетия именно так и происходило, поэтому на смену кейнсианству пришла новая теория - «монетаризм». Ее лидером стал американский эко-номист Милтон Фридмен.

 

М.Фридмен создал концепцию вывода экономики из стагфляции. Вме-сто «политики экспансии» Кейнса он рекомендовал «политику сдержива-ния», сокращения совокупного спроса. Ее суть в целенаправленном огра-ничении роста доходов населения. Эта политика называется «монетариз-мом», потому что связывается с ограничением прироста денежной массы.

 

Результатом политики сдерживания является уменьшение спроса, а зна-чит сокращение производства и рост безработицы, но зато снижается ин-фляция.

 

Благодаря отсутствию роста цен снижаются издержки производства. Да-лее осуществляется «политика либерализации», то есть рыночным факто-рам предоставляется больше свободы и производство восстанавливает свой прежний уровень, вырастает занятость, но уже при существенном ослаблении инфляции.

 

М.Фридмен исходил из того, что предложение денег должно соответст-вовать спросу на них, а прирост денежной массы должен обеспечивать стабильность цен.

М. Фридмен предлагает такое «денежное правило»: прирост денежной


 

76 92


Если классический подход придавал приоритет росту совокупного пред-ложения, то кейнсианский подход исходил из приоритета совокупного спроса.

 

Дж.Кейнс рассуждал так. Рост занятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем больше НД, тем больше должен быть, казалось бы, и спрос. Но этого не происходит, так как с ростом НД все большая часть от-правляется на сбережение, а, значит, производство и занятость не растут. Получается «замкнутый круг» – рост занятости приводит к безработице. Дж.Кейнс делает вывод, что нужна политика, которая бы стимулировала эффективный спрос.

 

Кроме того, Дж. Кейнс отверг вывод классической модели о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равно-весия и обвинил современное ценообразование в следующем: монополи-стические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными, то есть адекватно отражать динамику соотношения спроса и предложения; долговременные контракты между поставщиками и потребителями пре-пятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнкту-ры; договоры между профсоюзами и предпринимателями мешают зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда.

 

В результате цены становятся малоподвижными и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объема производ-ства.

 

На место цены Кейнс выдвинул «объем продажи» как показатель, вы-полняющий в условиях деформированной рыночной экономики функции, аналогичные функциям цены в свободной («классической») рыночной экономике.

 

Каковы же достижения кейнсианской модели? Дж.Кейнс показал, что подчиняясь сигналу уменьшения объема продаж, сокращается объем про-изводства, а значит растет безработица. Если объем продаж растет, то объ-ем производства тоже растет, растет занятость, а значит и спрос, а вместе с ним цены и инфляция.

 

Таким образом достижение равновесного состояния между совокуп-ным спросом и совокупным предложением не означает достижения равно-весия во всех сферах экономики. Оно совместимо с инфляцией, безработи-цей и падением производства.

 

Классики доказывали, что рынок обеспечивает полное использование ресурсов. Дж. Кейнс показывает, что это бывает не всегда, в частности безработица и есть неполное использование трудовых ресурсов.

 

Государство может расширить совокупный спрос тремя способами: увеличивая свои расходы (выплатой пенсий, пособий, стипендий, повыше-нием минимума зарплаты); уменьшая налоги; снижая процентную ставку. Эти меры называются «политикой экспансии». Дж.Кейнс показывает, что они вызывают «эффект мультипликатора» (множителя), так как приводят к


Однако возможности государства в этот период весьма ограничены: во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов; во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводи-тельному труду и инвестициям; в-третьих, резкий рост социальных транс-фертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в пере-ходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных кате-горий населения, при этом, не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

 

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнер-ства,которое предполагает заключение правительством,национальнымобъединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

 



2016-01-26 459 Обсуждений (0)
Социальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная политика государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)