Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Внешние эффекты и общественные блага



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
Тема 9. Внешние эффекты и общественные блага 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к опти-мальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный меха-низм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются прова-лами, или фиаско рынка.

 

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенные в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене.

 

Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицатель-ные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Положи-тельными экстерналиями является благоустройство территории вокруг своего предприятия, выращивание цветов на балконе, потому что окру-жающие пользуются этими благами. Отрицательные – загрязнение окру-жающей среды.

 

В случае положительных экстерналий предельная полезность товара или услуги ниже предельной общественной полезности.

 

В известной теореме Рональд Коуз показал, что внешние эффекты воз-никают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ре-


 

91 77


 

сурсы. Однако, есть такая категория товаров и услуг, которые потребляет неограниченное количество людей, которым невозможно договориться о ценах. Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристи-

 

кой которых является неисключаемость из потребления и неконкурент-

 

ность в потреблении. Они называются чистыми общественными благами.Классическим примером чистого общественного блага является нацио-нальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бес-платном образовании).

 

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно.

 

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, явля-ется ассиметричная информация в условиях несовершенной конкуренции.

 

Под ассиметричностью понимается неравномерное распределение ры-ночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Ассиметричность информации не только повы-шает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и недопроизводству других.

 

Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведен к вытеснению качественных товаров с рынка, и во-вторых, порождает интерналии. Термин интерналии означает выгоды или издержки участников сделки, не отражаемые в договоре. На-пример, монополия производителя на информацию (производитель все знает о своем товаре, а потребитель только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров.

 

Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумули-руя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информа-ционные центры, а также устанавливая и защищая посредством законода-тельства права на получение полной и правдивой информации о товаре.

 

Существуют не только провалы (фиаско) рынка, но и провалы государ-ственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несо-стоятельностью рынка.

 

 


Р AS

 

 

 

     
        Y

 

Рис. 17. Кривая совокупного предложенияAS

 

Горизонтальный отрезок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный – «классическим». Разница связана с разными трактовками взаимозависимости между уровнем цен и реаль-ным объемом ВВП (Y).

 

Согласно кейнсианскому походу, экономика, находящаяся в депрес-сивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. Так будет вплоть до отметки 5000 млрд. Причина – в период кризиса профсоюзы не будут требовать повышения заработной платы. Промежуточный отрезок означает, что экономика при-ближается к состоянию потенциального ВВП (полной занятости всех ре-сурсов). Чтобы привлечь дополнительные ресурсы, нужно заинтересовать дополнительные трудовые ресурсы и поставщиков машин, оборудования и сырья, нужно увеличить на ресурсы цены. На графике видно, что в интер-вале от 5000 до 7000 млрд.долл. выпуска расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен (Р), или дефлятора, дос-тигшего более высокой отметки.

 

И, наконец, классическая и неоклассическая школы считают, что рынок сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. Поэтому «скольже-ние» вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный ВВП остается на одном и том же уровне – 7000 млрд. долл.

 

Кто же прав? Дело в том, что кейнсианская теория рассматривает эко-номику в краткосрочном периоде, а классическая в долгосрочном.


 


ницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой гово-

рит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на

 



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
Тема 9. Внешние эффекты и общественные блага 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Внешние эффекты и общественные блага

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)