Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Акустический аспект изучения и классификации звуков речи



2016-01-26 1006 Обсуждений (0)
Акустический аспект изучения и классификации звуков речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Звук - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для слухового восприятия.

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны ( музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

ТОН - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

ШУМ - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

ВЫСОТА ЗВУКА - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок.

СИЛА ЗВУКА (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

ОСНОВНОЙ т о н - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

ОБЕРТОН - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз,

отсюда и его название.

ТЕМБР это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами.

 

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

РЯД,

Подъем

Лабиализация

Назализация

Долгота

Дифтонгоизация

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

1. СООТНОШЕНИЕ ШУМА И ГОЛОСА

По соотношению шума и голоса при их образовании согласные делятся на три группы:

• Сонанты, у которых голос преобладает над шумом ( м, н, л, р );

• Шумные звонкие. Шум преобладает над голосом (б, в, д, з, ж);

• Шумные глухие, которые произносятся без голоса ( п, ф, т, с, ш ).

2. СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

• Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

а) взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б т, д, к, г);

б) аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель ( ц, ч );в) смычные носовые, у которых смычка без взрыва ( м, н ).

• Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское « frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую ): ( в,ф,с,ш,х);

• Смычно-щелевые, к которым относятся следующие сонанты:

а) боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель(бок языка опущен);

б) дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

По активному органу согласные делятся на три группы:

• Губные двух видов:

а) губно-губные (билабиальные) ( п,б,м )

б) губно-зубные ( в,ф)

• Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

а) переднеязычные делятся на ( по положению кончика языка):

-дорсальные (латинское dorsum - спинка) : передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом ( с, д, ц, н );

-апикальные (лат.арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d ]);

-какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е.

имеется два фокуса образования шума.

б) хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие ( й ); это явление называется также палатализацией;

в) к заднеязычным согласным относятся (к, ч).

• Заязычные делятся на три группы:

- язычковые (увулярные), например, французское [г];

- глоточные ( фарингальные)- украинское(г), немецкое|Ъ];

- гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. ПАССИВНЫЙ ОРГАН

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки

( й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки ( к, г ) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Учение о фонеме.

Аванесов – ввел понятие о фонеме.

Фоноло́гия (от греч. φωνή — «звук» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка[1].

ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Признаки, по которым фонема отличается от других, называются

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Фонология появилась, т.к. звуки и буквы были неразличимы.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

ФОНОЛОГИЯ ТРУБЕЦКОГО (НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (1890-1938) один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в

эмиграции после революции 1917 года,)

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа « луг » существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой « г », но отражающей глухой звук [ к ].

Лингвисты, относящиеся к ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЕ (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре “луг - луга” звуки [к ] и [ г ] относятся к двум разным фонемам / к / и / г /

Однако языковеды МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове « луг » звук [ к ] - это вариант фонемы / г/

.Они считают также, что для вариантов [к ] и [ г ] в словах “ луг - луга “ существует общая фонема / к/г / , которую они назвали гиперфонемой.

 



2016-01-26 1006 Обсуждений (0)
Акустический аспект изучения и классификации звуков речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Акустический аспект изучения и классификации звуков речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)