Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Что следует понимать под информационно-интеллектуальным умениями?



2016-01-26 451 Обсуждений (0)
IV. Что следует понимать под информационно-интеллектуальным умениями? 0.00 из 5.00 0 оценок




Происходящая в последние годы смена образовательной парадигмы получила свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, который ставит перед педагогическим сообществом новые задачи обучения и новые требования к его результатам. Учителя российских школ оказываются лицом к лицу с проблемами, от решения которых зависит качество школьного обучения и выполнение требований стандарта второго поколения. Ключевой оказывается проблема организации работы учащихся с учебной информацией. Это предполагает освоение обучающимися не только системы знаний, но и системы умений, активно включающих их в учебную деятельность, формирующих учебную самостоятельность. В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяются универсальные учебные действия, служащие основой для последующего обучения. Одним из таких результатов оказываются умения учащихся работать с учебной информацией. Актуальность овладения данными умениями вызвана двумя обстоятельствами:

– во-первых, тем, что образование невозможно без использования информации;

– во-вторых, необходимостью соблюдения логических принципов организации ин‐ формационных потоков в содержании любого школьного предмета .

Нерешенность этой проблемы отрицательным образом отражается на результатах образования, связанных с формированием информационно‐интеллектуальных умений, развитием познавательных способностей учащихся. Таким образом, появилась необходимость пересмотра сложившейся ситуации с целью создания такой модели, которая позволит на любом предметном содержании формировать у школьников информационно‐интеллектуальные умения (ИИУ) работать с информацией.

Под информацией мы будем понимать выраженное логически корректным образом осмысленное сообщение.

В педагогической литературе понятие «информационные умения»насегодняшний день не является однозначно определенным. Авторы делают разные акценты в пояснении данного понятия. В настоящее время имеется

ряд работ, в которых используется термин «информационная культура», «информационная грамотность», «информационная компетентность», тогда как, по нашему мнению, в основе этих понятий лежат прежде всего сформированные информационные умения.

Этот феномен многие авторы рассматривают как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать ин‐ формацию. Так, к примеру, О. Г. Смолянинова определяет его как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание».

Ряд авторов рассматривают информационные умения как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. Анализ публикаций позволяет сделать вывод о том, что понятие «информационные умения» связывается прежде всего с поиском,

получением, обработкой, представлением, передачей информации с использованием новых информационных технологий и современных технических средств.

Под информационно-интеллектуальным умениями следует понимать эффективность работы с информацией при строгом соблюдении логико‐информационных закономерностей языка на уровне описания, объяснения и прогноза для достижения познавательных целей.

Информационный аспект этих умений выражается в отборе, конкретизации, оптимизации, структурировании информации для практического применения в учебно‐познавательной деятельности.

Интеллектуальный аспект этих умений выражается в реализации интеллектуально‐познавательных способностей на уровне знания, понимания и прогнозирования в учебно‐познавательной деятельности.

Следует отметить, что познавательная деятельность, носящая информационный характер, безусловно, включает в себя интеллектуальный компонент. В случае, когда школьник самостоятельно решает интеллектуальную задачу, его действия включают ин‐формационные умения. Информационно‐интеллектуальные умения (ИИУ) обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны учебного материала. Формирование ИИУ реализуется через освоение методов работы с информацией, разработанных нами на основе логико‐информационного подхода. Уровень сформированности умения оценивается как высокий, средний и низкий в зависимости от степени информационной помощи при поиске правильного ответа. Высокий уровень характеризуется отсутствием дополнительной помощи и правильным ответом относительно эталона. Средний уровень предполагает информационную помощь в виде вариантов ответа, среди которых есть пра‐ вильный. Низкий уровень ограничивается одним ответом, который учащийся должен оценить как правильный или неправильный. Уровень информационно‐интеллектуальных умений школьников определяет результаты обучения: качество формируемых знаний; познавательную активность учащихся, развитие их мышления.

Выделено 3 уровня информационно‐интеллектуальных умений (см. Таблицу), в основу которых положены познавательные функции научного знания: описательная, объяснительная, прогностическая. Уровень информационно‐интеллектуальных умений школьников определяет результаты обучения: качество формируемых знаний, познавательную активность учащихся, развитие их мышления, интеллектуальную способность решать нестандартные задачи.

 



2016-01-26 451 Обсуждений (0)
IV. Что следует понимать под информационно-интеллектуальным умениями? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Что следует понимать под информационно-интеллектуальным умениями?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)