III. Понятие текст и информация
1. Текст и уровень сформированности умений работать с текстом. В работах Т.А. Ладыженской даётся подробное описание понятию текст. «Текст – одно из ключевых понятий гуманитарной культуры <...> Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами цельности и связности» – так определяется понятие «текст» в книге известного лингвиста и литературоведа В.П. Руднева. Но это лишь одно из немногих, хотя и наиболее, быть может, емких, определений. В настоящее время в лингвистике текст характеризуется с разных позиций. Например, с точки зрения системы языка – как «единица высшего уровня системы языка (фонема – морфема – словосочетание – предложение – текст). Текст имеет план выражения и план содержания». Важно отметить, что тексты существуют не только в письменной, но и в устной форме. Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культурычеловека вообще. К сожалению, по данным международного исследования по уровню сформированности умений работать с текстом российскиеучащиеся заняли 27–29 места средиучащихся 32 стран, принимавших участие в тестировании (данные на 2002 г.). Анализируя уровень сформированности умений работать с текстом на многих учебных предметах, мы пришли к выводу, что ученики плохо умеют: – определять тему и основную мысль текста; – выделять главное; – определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальные и конечные предложения, ключевые слова); – ориентироваться в построении текста и выделять его смысловые части; – определять фактическую и эмоциональную информацию; – передавать содержание текста с разной степенью подробности и т.д.
Текстовые умения.Умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения. Жанровые умения.Умение определять речевой жанр по жанрообразующим признакам.
2. Умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Всё это позволяет выделить критерии информационной культуры человека (см. Приложение 1). Своей особой классификации требуют умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Если обратиться к существующим попыткам определить понятие «информация», то мы увидим, что все многообразие определений имеет некий инвариант: информация – это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования; сведения, которые уменьшают существующую в отношении того или иного объекта степень неопределенности, неполноту знаний. Таким образом, информация это не просто то, что заключается в книге или докладе, а то новое, что получено из книги или доклада. Понятие «информация», обычно рассматривают в контексте понятия «информационный подход». Данные термины образуют единство, которое проявляется в том, что информация «возникает» там, где осуществляется информационный подход к познанию реальной действительности. Под информационным подходом,как правило, понимают методологический подход к исследованию объектов биологической, технической и социальной природы. С позиции данного подхода информация представляет собой сведения, включенные непосредственно в коммуникативный процесс: источник информации(т.е. подсистема генерирующая, собирающая и передающая сведения); сведения(т.е. собственно информация, закодированная с помощью определенных знаков); канал(т.е. средство передачи сведений); приемник(т.е. подсистема, получающая, раскодирующая и интерпретирующая сведения). Таким образом, в аспекте информационного подхода нельзя делить общеучебные умения на учебно-информационные и учебно-коммуникативные, в силу того, что информация появляется только в процессе коммуникации. Исходя из вышеизложенного, целесообразно данной группе дать название «учебно-информационные умения». Таким образом, под учебно-информационными умениямипонимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе школьного обучения являются тексты и реальные объекты. Под реальными объектамиможно понимать предметы, живые существа, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстомпонимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов, на устные(вербальные) и письменные(документальные). На основании этого выделяются три группы учебно-информационных умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации». Умения работать с письменными текстами. 1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста. 2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух. 3. Переходить с одного вида чтения на другой. 4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. 5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами. 6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. 7. Определять примерное содержание книги по ее компонентам. 8. Подбирать и группировать материалы по определенной теме. 9. Составлять простой план письменного текста. 10. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. 11. Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение. Умения работать с устными текстами. 1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. 2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста. 3. Составлять план устного текста. 4. Создавать устные тексты различных типов. 5. Владеть различными видами пересказа. Умения работать с реальными объектами как источниками информации. 1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем. 2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения. 3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. 4. Формировать под руководством учителя простейшие модели. С позиций информационного подхода учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность ученика, состоящая из выявления или получения информации; ее преобразования; получения информации о ходе и промежуточных результатах деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости – внесение в деятельность определенных корректив; вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т.д. вплоть до решения познавательной проблемы. Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, проектирование ее выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |