Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Понятие текст и информация



2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
III. Понятие текст и информация 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Текст и уровень сформированности умений работать с текстом.

В работах Т.А. Ладыженской даётся подробное описание понятию текст.

«Текст – одно из ключевых понятий гуманитарной культуры <...> Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами цельности и связности» – так определяется понятие «текст» в книге известного лингвиста и литературоведа В.П. Руднева. Но это лишь одно из немногих, хотя и наиболее, быть может, емких, определений. В настоящее время в лингвистике текст характеризуется с разных позиций. Например, с точки зрения системы языка – как «единица высшего уровня системы языка (фонема – морфема – словосочетание – предложение – текст). Текст имеет план выражения и план содержания».

Важно отметить, что тексты существуют не только в письменной, но и в устной форме.

Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культурычеловека вообще. К сожалению, по данным международного исследования по уровню сформированности умений работать с текстом российскиеучащиеся заняли 27–29 места средиучащихся 32 стран, принимавших участие в тестировании (данные на 2002 г.).

Анализируя уровень сформированности умений работать с текстом на многих учебных предметах, мы пришли к выводу, что ученики плохо умеют:

– определять тему и основную мысль текста;

– выделять главное;

– определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальные и конечные предложения, ключевые слова);

– ориентироваться в построении текста и выделять его смысловые части;

– определять фактическую и эмоциональную информацию;

– передавать содержание текста с разной степенью подробности и т.д.

 

Текстовые умения.Умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения.

Жанровые умения.Умение определять речевой жанр по жанрообразующим признакам.

 

2. Умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации.

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Всё это позволяет выделить критерии информационной культуры человека (см. Приложение 1).

Своей особой классификации требуют умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Если обратиться к существующим попыткам определить понятие «информация», то мы увидим, что все многообразие определений имеет некий инвариант: информация – это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобра­зования, передачи и использования; сведения, которые уменьшают существу­ющую в отношении того или иного объекта степень неопределенности, неполноту зна­ний. Таким образом, информация это не просто то, что заключается в книге или докладе, а то новое, что получено из книги или доклада. Понятие «информация», обычно рассматривают в контексте понятия «информационный подход». Данные термины образуют единство, которое проявляется в том, что информация «возникает» там, где осуществляется информационный подход к познанию реальной действительности. Под информационным подходом,как правило, понимают методологический подход к исследованию объектов биологической, технической и социальной природы. С позиции данного подхода информация представляет собой сведения, включенные непосредственно в коммуникативный процесс: источник информации(т.е. подсистема генерирующая, собирающая и передающая сведения); сведения(т.е. собственно информация, закодированная с помощью определенных знаков); канал(т.е. средство передачи сведений); приемник(т.е. подсистема, получающая, раскодирующая и интерпретирующая сведения).

Таким образом, в аспекте информационного подхода нельзя делить общеучебные умения на учебно-информационные и учебно-коммуникативные, в силу того, что информация появляется только в процессе коммуникации. Исходя из вышеизложенного, целесообразно данной группе дать название «учебно-информационные умения».

Таким образом, под учебно-информационными умениямипонимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальны­ми источниками информации в процессе школьного обучения являются тексты и реальные объекты. Под реальными объектамиможно понимать предметы, живые существа, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстомпонимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов, на устные(вербальные) и письменные(документальные).

На основании этого выделяются три группы учебно-информационных умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации».

Умения работать с письменными текстами.

1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.

2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух.

3. Переходить с одного вида чтения на другой.

4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.

5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами.

6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

7. Определять примерное содержание книги по ее компонентам.

8. Подбирать и группировать материалы по определенной теме.

9. Составлять простой план письменного текста.

10. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

11. Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.

Умения работать с устными текстами.

1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

3. Составлять план устного текста.

4. Создавать устные тексты различных типов.

5. Владеть различными видами пересказа.

Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем.

2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения.

3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта.

4. Формировать под руководством учителя простейшие модели.

С позиций информационного подхода учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность ученика, состоящая из выявления или получения информации; ее преобразования; получения информации о ходе и промежуточных результатах деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости – внесение в деятельность определенных корректив; вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т.д. вплоть до решения познавательной проблемы. Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, проектирование ее выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.



2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
III. Понятие текст и информация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Понятие текст и информация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)