Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры по борьбе с коррупцией



2016-01-26 743 Обсуждений (0)
Меры по борьбе с коррупцией 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

Дисциплина «Экономическая теория»

 

 

Контрольная работа

По теме «Лоббизм и коррупция: институциональный анализ»

 

 

Подготовила студентка

Корнеева Е.С.

Курс 1

Группа №11ИП(БУ)

Зачетная книжка №100.28/150542

Проверила доц.

Кузнецова Л.В.

Уфа 2015

Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ КОРРУПЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

1.1 Понятие, содержание и виды коррупции

1.2. Меры по борьбе с коррупцией

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ

2.1 Понятие, содержание и формы лоббизма

2.2 Проблемы институционализации лоббизма

2.3 Особенности и проблемы российского лоббизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня коррупция находится в центре внимания мирового и российского сообщества. Юридическая практика и СМИ постоянно фиксируют факты, свидетельствующие об актуальности этой проблемы и указывающие на то, что коррупция наносит сильнейший ущерб экономике государств, приводит к разложению обществ.

В последнее время стали уделять большое внимание и в РФ феномену лоббизма. На это нам указывают публикации в СМИ, в общественно-политической и научной литературе. Лоббизм сегодня рассматривается как одна из форм проявления коррупции. В этом же виде происходит его институционализация.

Современные теории модернизации исходят из того, что эффективное противодействие коррупции и лоббизму является одним из главных показателей устойчивости политической системы, способной противостоять социальным явлениям, не подвергая опасности национальную безопасность.

Несмотря на то, что работ, посвященных коррупции и лоббизму в настоящее время довольно много, незначительная их часть рассматривает данные феномены с точки зрения институционального подхода, что и определило выбор данной темы курсовой работы.

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ КОРРУПЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

1.1 Понятие, содержание и виды коррупции

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать практически во всех странах мира. Коррупция (лат. Corruptio) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц [4, с. 369]. В этой контрольной работе целесообразно было бы сосредоточиться на следующих двух аспектах. Во-первых, углублении теоретического уровня познания коррупции. Во-вторых, четкого правового определения коррупции и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением. Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э. Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. В интересах борьбы с коррупцией необходимо более четкое правовое определение этого явления. К сожалению, в современном действующем российском законодательстве определение коррупции отсутствует. Это объясняется тем, что, несмотря на десятилетнюю работу, закон "О борьбе с коррупцией" в нашей стране до настоящего времени не принят. Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в начале 90-х гг. К этому времени были подготовлены и представлены в Верховный Совет СССР несколько проектов, направленных на борьбу с коррупцией. До принятия закона о борьбе с коррупцией Президентом РФ был издан Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" № 361 от 4 апреля 1992 г. В этом Указе отмечались последствия, порождаемые этим негативным явлением, и определялся ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. Указ был шагом в правильном направлении, однако мало что решал и слабо исполнялся. Понятие коррупции в этом Указе не давалось. 20 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот Закон не был подписан Президентом РФ и не вступил в действие. После роспуска Верховного Совета РФ Нижняя палата нового парламента - Государственная дума - продолжила работу над совершенствованием проекта Закона. Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" в новой редакции дважды принимался Государственной думой РФ и в декабре 1995 г. был одобрен Верхней палатой - Советом Федераций РФ. Однако в конце декабря этого же года он был отклонен Президентом РФ. В ноябре 1997 г. Государственная дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". Однако из-за ряда юридических и технических недоработок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества. Хронология работы над подготовкой Закона "О борьбе с коррупцией" позволяет видеть, что в России в современных условиях сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, коррумпированность государственного аппарата и ряда негосударственных структур стала широко известным фактом, приобрела массовый характер и наносит обществу огромный ущерб. С другой стороны, совершенно очевидно, что принятие этого закона и формирование системы борьбы с коррупцией в целом в России откровенно сдерживается. В настоящее время продолжается работа по подготовке Закона РФ "О борьбе с коррупцией". В статье 2 проекта Федерального закона "О борьбе с коррупцией" коррупция определяется как "непредусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ" [7, с. 306].

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:

- коррупция в сфере государственного управления;

- парламентская коррупция;

- коррупция на предприятиях.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений. В зависимости от положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую [3]. Первая охватывает политиков, чиновников и связана с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны относятся к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм. Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его взгляды и интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике. Теперь скажем о коррупции в негосударственных организациях, которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может регулировать не принадлежащие ему ресурсы: у него также есть право незаконного обогащения с помощью действий, затрагивающие интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых – изъятие денег.

 

Меры по борьбе с коррупцией

 

Исходя из выявленных закономерностей появления, становления и развития коррупции, должны, очевидно, вырабатываться (опять же с участием всех общественных сил) конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социальным злом трансформационного периода. Речь идет о выработке и совершенствовании мер репрессивного характера, нацеленных на неуклонное подавление коррупционных правонарушений путем формирования соответствующей законодательной базы. Именно такую направленность имеет проект федерального закона «О борьбе с коррупцией», подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы. В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с проектом закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией. По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы». Причем в указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой «привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое - масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов. Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача». Ясно, что понимание необходимости борьбы с коррупцией присутствует, но в то же время юридического понятия «коррупция» до сих пор нет в российском праве. Закон «О борьбе с коррупцией» в России принимают с 1993г. Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.

Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:

• совершенствование законодательной базы;

• усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом;

• широкомасштабная борьба со всеми видами преступности;

• повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение);

• активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией;

Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий.

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ

2.1 Понятие, содержание и формы лоббизма

 

Лоббизм – термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств крупных монополий организованных групп при законодательных органах власти, оказывающих давление вплоть до подкупа на законодательных чиновников, с целью принятия решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Лоббирование – механизм давления социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами государства.

Индивидуальное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власть. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Лоббирование на судебную власть – не допускается.

Методы лоббирования:

1. Выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

2. Разработка законопроектов, привлечение к выработке нормативных документов экспертов;

3. Использование методов для формирования общественного мнения;

4. Личные встречи, контакты, переговоры;

5. Давление с мест, т.е. многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутата;

6. Подготовка и широкое распространение результатов научных исследований;

Плюсы и минусы лоббирования:

Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:

- возникает большое многообразие интересов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;

- расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами.

 



2016-01-26 743 Обсуждений (0)
Меры по борьбе с коррупцией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры по борьбе с коррупцией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)