Вопрос 39, 40, 41. Структура Личности
В отечественно психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности (Ковалев АГ,Мясищев ВН, Рубинштейн СЛ, Платонов КК,и мн др). В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.
С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими. А.Г.Ковалёв ставит вопрос целостном духовном облике личности, его происхождении и строении, как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структура природных св-в), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных св-в). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических св-в личности, обеспечивающей устойчивый, постоянный уровень активности и наилучшее приспособление человека к воздействующим на него раздражителям в процессе деятельности св-ва определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. Так, по мнению А.Г.Ковалёва, складываются сложные структуры, синтезом которых и является личность. А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
Вслед за этим, естественно, встает вопрос: а что он может? Этот вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (СЛ Рубинштейн, с99).
Таким образом, по Рубинштейну, структура личности включает: - подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.), · 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путемм воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой; · 2-я подструктура личности- опыт – объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных св-в личности. · 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения9ощущения и восприятие, память, мышление и воображение, чув-ва, воля) · 4-я – биопсихические св-ва личности- Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими св-ми нервной системы и включают: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включаяеё патологические, т е органические изменения. Особенностями этих 4-х подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные св-ва личности, поскольку на эти подструктуры накладываются ещё две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, хар-р и способности представляют собой не самост-ые подструктуры, а общие кач-ва личности, включающие особенности каждой из четырёх основных иерархических подструктур. В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построены. К.К.Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни: · Социально обусловленные особенности (направленность, моральные кач-ва) · Биологически обусловленные особенности (темпрамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности) · Опыт (объем и кач-во имеющихся знаний, навыков, умений и привычке) · Индивидуальные особенности различных психических процессов.
В. А. Ганзен в структуру личности включил:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (721)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |