Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская культура. Фольклор, язык, письменность



2016-01-26 2250 Обсуждений (0)
Русская культура. Фольклор, язык, письменность 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. Под русской культурой понимается совокупность достижений традиционной и современной культуры русского народа, его материальных, общественно-политических, научных, духовных и прочих ценностей, созданных в процессе исторического развития. Как и любая национальная культура, русская культура уникальна, самоценна и вместе с тем интернациональна, является частью мировой культуры.

Проблемы самобытности русской культуры, ее роли в развитии мировой культуры явились предметом обсуждений многих русских мыслителей XIX — начала XX в. Разумеется, русские философы и социологи по-разному отвечали на вопрос о самобытности русской культуры. Например, Н.Я. Данилевский, как известно, гипертрофировал самобытность, уникальность русской культуры. Он полагал, что с общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться составной частью Европы ни по происхождению, ни по становлению; напротив, ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения.

Основная мысль многих российских мыслителей XIX — начала XX вв. сводилась к тому, что Россия способна к великому духовному подъему. Необходимо противостоять попыткам Запада растворить русскую культуру в культуре европейской. Только овладев собственной духовной культурой, Россия способна в полной мере раскрыть свои потенциальные возможности.

Однако в 20-е гг. получили распространение идеи евразийства, в основе которых лежит тезис о том, что Россия — это Евразия, это Запад-Восток. Авторы евразийства признают, что Россия — это особый мир. Ее история — это история развития уникальной мировой культуры, отличающейся от культур Запада и Востока. Российская культура имеет гетерогенный характер, соединяя в себе европейское личностное и азиатское общинное начало.

В конце XX в. все больше сторонников поддерживают точку зрения, что Россия, населенная в большинстве своем русскими, — это не Восток и не Запад. Исторический опыт, а также анализ современной ситуации в России показывает, что на русской национальной почве не могут прижиться индивидуалистические социокультурные идеалы и ценности. Причина этого состоит в том, что русская нация, как и вся российская многонациональная общность, сформировалась в условиях самых разнообразных евроазиатских связей и противоречий, в тесном взаимодействии со многими европейскими и азиатскими народами. Поэтому русская культура (в широком смысле, в том числе и в своем экономическом и политическом аспекте) — это не европейская индивидуалистическая и не азиатская коллективистская культура, а самобытная национальная культура, обогащенная включением в нее элементов культур тех различных европейских и азиатских народов, с которыми на протяжении многих веков сосуществовали русские.

Русский фольклор формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения.

Русский фольклор включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы; к стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, песнянки и др.), лирические песни и частушки. Русский фольклор почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья и т. п. Несколько особняком стоят заговоры, причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.

Героическая и патриотическая тематика нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях-былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновением национального государства. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII — XVIII вв.

Жанры русского фольклора в разные исторические периоды получили большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться в XVI в., рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (начало XVIII в.), частушки — со второй половины XIX в. В XIX в. Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полноправной жизнью. Вместе с тем уже в первой половине XIX в. в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде регионов Сибири. Со второй половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи и др.

Важнейшей особенностью русского фольклора XVII — XIX вв. была сформированность общенационального, особенно песенного, репертуара при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразным развитием отдельных областей на обширной территории расселения русских и бытовыми контактами с соседними (в том числе славянскими) народами. Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание русского фольклора началось со второй половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в., и в первой половине XIX в. русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на русский фольклор, активно использовали его в своем творчестве. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма.

Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи. В своем развитии русский язык прошел несколько этапов.

Первые дошедшие до наших дней памятники письменности, отражающие особенности древнерусского языка, относятся к XI в., хотя, как свидетельствуют факты истории, древнерусский язык сложился в VII — VIII вв. Этот язык сформировался на базе восточных диалектов единого до той поры общеславянского языка. Процесс образования русской народности завершился к IX — X вв. В этот период сложилось древнерусское государство — Киевская Русь. В результате появился общий язык, возникший на основе господствующего диалекта Киева. Это был единый язык для всех восточных славян, т. е. будущих русских, украинцев и белорусов.

Все это подтверждается дошедшими до наших дней, начиная с XI в., памятниками письменности. Это такие всемирно известные произведения, как гениальное творение безвестного автора «Слово о полку Игореве», «Изборник Святослава» 1073 и 1076 гг., летопись «Повесть временных лет», поучения, сочинения Владимира Мономаха, юридический и деловой памятник «Русская правда», новгородские берестяные грамоты, открытие которых заставило ученых всего мира пересмотреть историю распространения грамотности в Древней Руси.

Письменность же на Русь пришла вместе с принятием в 988 г. христианства, когда при князе Владимире появились у восточных славян книги в основном религиозного содержания, написанные на старославянском языке. Попав на Русь, старославянский язык быстро сближается с древнерусским и обогащает его, особенно словарный состав.

Новый этап в жизни русского языка связан с формированием великорусской, русской народности и единого языка — языка великорусской народности. К XIV — XV вв., преодолев феодальную раздробленность, уничтожив в борьбе монголо-татарское иго, поднимается Московское княжество, которое становится общепризнанным центром Северо-Восточной Руси. К XVI в. создается сильное единое централизованное Русское государство со столицей Москвой, которое в основном завершает процесс формирования русской народности.

В XIV — XVI вв. создается единый язык для всего населения Московского государства — язык великорусской народности. В его основе лежат диалекты ростово-суздальский и владимирский, фактически являющиеся тем языковым пластом, который лежит в основании московского наречия. В этот же период происходит разделение древнерусского языка на три родственных — русский, украинский и белорусский.

В Петровскую эпоху начинается процесс складывания русской нации и формирование национального языка. Для языка Петровской эпохи характерно сближение литературного языка с живой разговорной речью, что было характерно и для русского языка XVTII в. Благодаря усилиям деятелей отечественной культуры, таким как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Державин, Радищев и др., создаются условия для нормализации и унификации русского языка.

В Петровский период происходит ряд важных событий, которые стали особенно значимыми в истории русского языка. Одним из них было введение нового алфавита — гражданского печатного шрифта, разработанного в 1708 — 1710 гг. при непосредственном участии Петра I. Это значительно облегчило овладение грамотой, сделало написание букв проще. Фактически до сих пор русский язык сохраняет то начертание печатного шрифта, которое было принято при Петре I.

В Петровскую эпоху растет количество печатных книг, особенно научных и учебных, как отечественных, так и переводных. В 1703 г. вышла первая печатная газета «Ведомости», и этот вид издания также способствовал утверждению норм литературного языка.

Дальнейшее развитие русского литературного языка связано с именами и деятельностью выдающихся писателей, ученых XVIII в. и, прежде всего, М.В. Ломоносова. В 1757 г. выходит первая научная русская грамматика, созданная Ломоносовым, ставшая на долгие годы нормативной. Ломоносову принадлежит также заслуга в разработке теории стилей русского языка, что позволило упорядочить лексическую систему русского языка.

К началу XIX в. формируется современный русский литературный язык. Процесс формирования современного русского литературного языка связан с деятельностью А.С. Пушкина. В произведениях Пушкина гармонически слились все жизнеспособные элементы русского литературного языка и живой разговорной речи. В дальнейшем происходит лишь совершенствование современного русского языка. В составе русского языка ощутимы элементы старославянского, сыгравшего заметную роль в истории культуры Руси, а также присутствуют заимствования из других языков.

Русский алфавит — вариант кириллицы. Древнейшие славянские надписи относятся к X — XI вв. — это так называемая «гнездовская надпись» на глиняном кувшине, найденном в одном из Гнездовских курганов под Смоленском, надпись на могиле руса и «рушькие письмена» в Корсуни, знаменитый Тьмутараканский камень, хранящийся в Эрмитаже, с надписью об измерении в 1068 г. ширины Керченского пролива князем Глебом Святославовичем.

С тех пор, т. е. со времени появления древнейших славянских документов, непрерывно совершенствуются русское письмо и орфография. Эта традиция ведет к современному письму, к сегодняшней орфографии. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, половина которых напоминает латинские; некоторые, особенно заглавные, похожи на греческие. Их написание в целом сохраняется неизменным со времен Петра I.

Русский язык является национальным (родным) языком 150-миллионного русского народа. В составе русских, живущих в России, выделяются северо- и южнорусские диалекты. Кроме этих различий есть и другие особенности, по которым можно разграничить речь северных и южных великорусов. Между обоими главными подразделениями русского народа существовали до последнего времени также заметные этнографические различия в материальной и духовной культуре.



2016-01-26 2250 Обсуждений (0)
Русская культура. Фольклор, язык, письменность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская культура. Фольклор, язык, письменность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)