Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития
1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила: 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур. 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя - проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя): а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку. Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие: - культура жизненного самоопределения; - культура семейных отношений; - экономическая культура и культура труда; - политическая, демократическая и правовая культура; - интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; - экологическая культура; - художественная культура; - физическая культура. Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка и складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: - I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемное, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; - II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); - III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; - IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); - V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. К основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как: - готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; - развитость индивидуальных способностей ученика; - нравственная направленность личности; - физическое и психическое здоровье школьника; - сформированность базовой культуры учащегося; - защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
5.Самовоспитание школьников Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности». Цель воспитания: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: - одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности; - устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности; - владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования; - высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность; - творческий характер деятельности человека; - осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности; - эффективность работы по самоформированию. Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач. I группа - задачи в области обучения: а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу; б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения; в) формировать общеучебные умения и навыки; г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях. II группа - задачи в области воспитания: а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе; б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание; в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; г) формировать умения самовоспитания и самообразования; д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации; е) формировать веру в себя; ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании. III группа - задачи в области психического развития: а) развивать индивидуальные способности ребенка; б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка; в) формировать доминанту самосовершенствования личности; г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции; д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников. IV группа - задачи в области социализации: а) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность; в) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности - подготовить ребенка к социальной автономизации; г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе; д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению. В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения. 1. Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. 2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития. 3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание методы и средства. 4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности. 5. Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка. 6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания. 7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я-концепции. 8. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования. 9. Ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Профессор Г. К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы (схема ). На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I - «Теория», II - «Практика», III - «Методика». Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы: - «Самосовершенствование личности»; - «История науки и культуры в личностях»; - «Организация учебного труда»; - «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах); - «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе экономики); - «Основы художественного творчества»; - «Развитие творческих способностей»; - «Теория решения изобретательских задач»; - «Логика»; - «Физиология высшей нервной деятельности»; - «Выбор профессии»; - «Этика и психология семейной жизни»; - «Основы безопасности жизнедеятельности».
6. Воспитание ребенка как человека культур Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся: - жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни; - социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; - культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры; - духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение; - индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, - это целостный человек культуры. Принципы: - природосообратости, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности; - культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству - как культурному феномену; к ребенку - как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию - как к культурному процессу; к школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры; - индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания; - ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой; - сотрудничества, предусматривающего объединение цепей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее. Основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и мыслями, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающего универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе; б) культурологический - различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.; в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.; г) морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.; д) гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения; е) личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекция и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.; ж) индивидуально-творческий - средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности. Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Механизм воспитания. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания: - изучение узловых событий жизни ребенка; - педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; - эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; - совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; - адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; - вовлечение его в педагогические и жизненные события; - раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства. Критерии воспитанности: 1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2) способность к нравственной саморегуляции поведения, 3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |