Социально-педагогические проблемы
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: - проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем; - проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ. Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие проблемы социально-педагогической работы в школе: - устранение и преодоление специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; -проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. - проблема работы с неблагополучными семьями - проблема работы с семьями риска - проблема работы с детьми с девиантным поведением Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе: - групповая работа со школьниками вне занятий; - предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий); - соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); - работа с родителями, представление интересов родителей; - профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии; - консультирование; - работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики; Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Лекция 7. Функции и основные направления деятельности Классного руководителя Вариативность классного руководства Назначение и задачи классного руководителя 3.Функции и содержание работы. Направления работы классного руководителя Формы работы с детьми классного руководителя Полномочия классного руководителя Критерии оценки работы Планирование работы классным руководителем Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – Академия, 2007. – Глава 4, 4.9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – глава 2, § 4. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.,1999 В истории развития российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, играет именно классный руководитель. Вариативность классного руководства Опыт ряда областей страны, опытно-экспериментальная работа научно-исследовательской лаборатории "Система работы воспитателя класса" под руководством О.С. Газмана (г. Москва) позволяют сегодня учебным заведениям в соответствии со своими условиями, избранными профилями, воспитательной системой и на основе диагностики и прогнозирования воспитательно-образовательного прогресса своей школы выбрать ту или иную реально существующую модель (вариант) классного руководства: - классный руководитель в традиционном понимании (предпочтительнее для младших классов, классов с наличием социально дезадаптированных детей и подростков, классов коррекции и др.); - освобожденный классный руководитель (классный воспитатель) одного класса (в начальных классах, младших в средней школе); - освобожденный классный руководитель (воспитатель) для параллели (но не более трех классов); - классный руководитель - куратор старших, лицейских или гимназических классов; - классный руководитель - воспитатель разновозрастного коллектива (к примеру 1-, 4- и 7-х классов в сельской небольшой школе) и др. Разумеется, могут быть созданы и собственные, иные варианты классного руководства, важно лишь, чтобы они учитывали конкретные условия и возможности, направления деятельности и потребности учебного заведения, состава детей и социальное окружение школы. Назначение и задачи классного руководителя Классный руководитель, в нашем понимании, сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: - духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; -защитником от моральной деградации, нравственной гибели; - организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; - организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; - помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; - координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе. Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системеучебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Классный руководитель (куратор, воспитатель и т.п.) реализует эту задачу в своем учебном заведении: 1. Осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши; 2. Содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности; 3. Организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил; 4. Вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников; 5. Помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации; 6. Работает над созданием и становлением классного (школьного, клубного и др.) коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента. Функции и содержание работы 1. Аналитическая функцияопределяет следующее содержание работы классного руководителя: • изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; • изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; • анализ и оценка уровня воспитанности; • изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.; • изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; • изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения. 2. Прогностическая: • предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; • прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; • прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; • построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения; • определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива; • предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.). 3. Организационно-координирующая: • помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков; • помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления; • организация взаимодействия с семьями учащихся; • помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны; • стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; • координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля; • участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы. 4. Коммуникативная: • помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; • построение оптимальных взаимоотношений: "учитель ученик", "учитель - родители", "родители - ученик" и т.д.; • помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом; • содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива; • коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптированных детей и подростков.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |