Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются: - знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике; -знания теоретических основ воспитания; - владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; - широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; - бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; - способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; - ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; - опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности; - вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; - коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений. Планирование воспитательной работы - одно из самых важных условий осуществления подхода к воспитанию. Перспективное, четкое и оперативное планирование обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы и позволяет выделить наиболее существенные направления, концентрировать внимание на главном. Основным документом классного руководителя является план воспитательной работы. Он отражает содержание, формы и методы воспитательной работы. При планировании классный руководитель должен учесть: 1. Анализ за прошлый год. 2. Цели и задачи воспитания. 3. Уровень развития и воспитанности учащихся. 4. Возможности школы. 5. Опыт и подготовку классного руководителя. План воспитательной работы должен отвечать ряду требований: а) Цели воспитания. План - это не просто перечень. Одно мероприятие должно обязательно продолжать другое. б) Реальные потребности коллектива. в) Перспективность. г) Согласованность плана с общественным планом. д) Учет объективных и субъективных возможностей. е) Конкретность плана. ж) Комплексный подход к планированию (единство нравственного, трудового, правового, физического, эстетического воспитания). Планирование должно быть гибким, чтобы стало возможным дополнять и изменять мероприятия. Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо освежить в памяти концепцию образования, Международную декларацию прав ребенка, Устав школы, рекомендации Минобразования. Используя тесты, можно определить конкретные воспитательные задачи класса. Структура плана воспитательной работы: 1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый год. 2. Цели и задачи на новый учебный год. 3. Характеристика класса (с учетом анализа уровня воспитанности учащихся). 4. Основные воспитательные дела по организации и развитию классного коллектива. 5. Цель этих дел. 6. Форма проведения. 7. Анализ данных дел (в анализе указать уровень развития коллектива). 8. Индивидуальная работа с детьми (в разделе предусматриваются методы и приемы вовлечения конкретных учащихся в подготовку и проведение значимых дел). 9. Индивидуальная работа с родителями (в разделе предусматривается участие родителей в конкретных делах и помощь, оказываемая ими). Схема плана воспитательной работы: Основные дела класса, школы. Цель дела. Форма проведения. Анализ дела. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа с родителями. Согласно разделу "Документация" классный руководитель помимо плана воспитательной работы имеет тетрадь работы классного руководителя и карту индивидуального развития учащегося. Тетрадь работы классного руководителя включает в себя все сведения об учащихся, занятия во внеурочное время, сведения о здоровье, о питании, о дежурстве по классу, школе, работе с родителями (собрания, лектории, индивидуальная помощь и т.д.), работе с учителями, работающими в классе. Классный руководитель выполняет в школе очень важные и ответственные функции, является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся. К.Д. Ушинский писал: "Воспитатель должен узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях..." Ключевые компетенции современного классного руководителя: 1. Системное мышление, видение развития процессов: системный и структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных вариантов решений; способность нести ответственность за принятие решений. 2. Аналитические способности: логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей. 3. Инновационность: способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения. 4. Гибкость: готовность к изменениям; способность быстро и адекватно реагировать на проблемные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения. 5. Ориентация на систематическое развитие: обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике; готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному использованию чужого опыта. 6. Организаторские способности: способность управлять людьми, умение организовать себя и коллектив для решения задач: расставлять приоритеты, концентрироваться на важном, планировать, контролировать; умение эффективно собирать и направлять в нужное русло ресурсы. 7. Умение управлять временем: умение проводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, осуществлять годовое, месячное, недельное планирование, планирование дня; умение осуществлять контроль достижения поставленных целей, подводить итоги дня. 8. Работа в команде: умение создавать команду, работать в ней; знание характеристик эффективной команды; умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов команды. 9. Коммуникативные деловые умения: способность отстаивать собственное мнение, права, не разрушая отношений; умение вдохновлять новыми идеями и планами; умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнера; умение эффективно поощрять и критиковать других людей. 10. Умение вести переговоры: умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории; умение построить эффектное вступление, связующие фразы, основную часть и завершение презентации; владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |