Структура методической работы в ДОУ
Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности. Так,Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность. Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. К целям методической работы обращаются многие авторы. К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы ДОУ: - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников; - повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса; - обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003.C. 88]. Из всех целей, представленных авторами, заслуживает внимания и оправдывает методическую деятельность одна - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами. Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем: – исследование образовательных потребностей социума; – анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении; – формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.); – обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения; – выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение; – прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; – оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации; – организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001.C. 22]. Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной,должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002.C. 78]. Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатомметодической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ. В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она: – является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов; – способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; – помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного; – создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности; – содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога. Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок. Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность,не системность,направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004.C. 82]. Отсюда, к слабым сторонамметодической работы в ДОУ можно отнести следующие: – не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ; – разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ; – прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования; – используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов; – выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы; – осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня. Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ. Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.
ЛЕКЦИЯ №3 Содержание методической работы в современном детском саду
Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников: – законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы; – программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы; – новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы; – результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов. Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002.C. 79]. В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей - педагога и методиста учреждения: - диагностика образовательной среды - анализ условий организации образовательного процесса - анализ качества образовательного процесса - информационная деятельность - организационно-методическая деятельность - инновационная деятельность - контрольно-диагностическая деятельность - обобщение педагогического опыта Милошевич А.В. рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Он выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ: - социально-психологическая компетентность; - педагогическая компетентность; - дидактическая (знание ряда ведущих дидактических концепций); - методическая; - коммуникативная и др.
ЛЕКЦИЯ №4
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |