Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность психоаналитической философии



2016-01-26 664 Обсуждений (0)
Сущность психоаналитической философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Предпосылки возникновения психоанализа.

2. Сущность психоаналитической философии.

3. Структура личности по З.Фрейду.

4. Развитие психоаналитической философии в трудах К.Г.Юнга и Э.Фромма.


Предпосылки возникновения психоанализа.

С древнейших времен и до наших дней в философии устойчиво сохраняется большой интерес к изучению природы человека. Как отмечал еще древнегреческий мыслитель Эмпедокл, человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека. Длительное время в философии человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Человек в этом плане выступал как «человек разумный». Однако, начиная с Нового времени, в философии все большее место занимает проблема бессознательного. Так, К.Лейбниц, Э.Кант с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, которые часто не осознаются человеком.

Размышления о бессознательном заняли важное место в философии XIX века. В этот период осуществился поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире. Так, А.Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» дал такое определение бессознательному – это «изначальное и естественное состояние всех вещей; следовательно, оно является той основой, из которой, в отдельных родах существ, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот отчего бессознательное даже на этой высокой ступени все еще преобладает». Необходимо отметить, что в учении А. Шопенгауэра бессознательное понимается как абсолютное начало бытия, как сила, управляющая и миром, и человеком.

Аналогичных взглядов придерживался Ф. Ницше, который для объяснения всех аспектов жизни человека ввел понятие «воля к власти», трактуя ее в качестве природно данного, бессознательного импульса. С этих позиций он выступает против абсолютизации роли разума в человеческой жизни.

Важной вехой в исследовании бессознательного и его роли в жизни человека стала психоаналитическая философия, где бессознательное становится главным объектом исследования. Однако в психоанализе бессознательное рассматривалось как специфический элемент духовной жизни. С этих позиций изучался не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это «психическое» является не меньшей реальностью, чем объективно существующий мир. Изучение психически-реального, выявление закономерностей человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, – все это стало крайне важным для психоаналитического исследования.

Сущность психоаналитической философии.

Основателем психоаналитической философии является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоаналитическая философия развивалась от практики психотерапии к общей социально-философской теории. Самое серьезное внимание З.Фрейд уделял таким основным философским вопросам, как «что есть человек?», «что есть культура, каково ее влияние на человека?», «что есть добро и зло?». Свой вариант ответа он оценил очень высоко и поставил в один ряд с открытиями Н.Коперника и Ч.Дарвина.

З.Фрейд считал психоанализ строго научной теорией, философов он укорял за спекулятивные и не подкрепленные опытом построения, тогда как в собственном учении он видел обобщение клинического опыта. Так, Н.Коперник доказал, что Земля не является центром Вселенной, и по словам З.Фрейда, это стало первым из трех «великих оскорблений», которые человечество было вынуждено претерпеть от науки. Второй удар – эволюционная теория Ч. Дарвина, уничтожившая представление о человеке как венце творения, показавшая, что человек является лишь звеном в цепи эволюции животного мира. Третье, самое чувствительное оскорбление, считал З.Фрейд, человечеству нанесло психоаналитическое учение. Оно показало, что человек даже в своем «собственном доме», своей душе, не является «хозяином». Сознание вынуждено довольствоваться «жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». С утверждением, что бессознательное имеет большее значение, чем сознание, З.Фрейд связывал тот переворот в умах, который вызвал психоанализ, и то неприятие, которое эта концепция долгое время встречала.

Действительно, учение З.Фрейда сыграло немаловажную роль в науке и культуре ХХ века. В противоположность философским концепциям, авторы которых уповали на безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллировали к разуму как непогрешимому источнику могущества людей, З.Фрейд показал зависимость человека от бессознательных влечений и от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами.

Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души, темные психические лабиринты (бессознательное, подсознательное), а также просветленные разумом уголки человеческой психики, или, иначе говоря, все, что поддается логическому, сознательному объяснению. Следует отметить, что и в бессознательном слое психики заключены богатые возможности для некой иррационализации человеческой жизнедеятельности. Это касается прежде всего проявления и экономии внутренней (духовной) энергии, которая заложена во внутренних слоях психики, во врожденных инстинктах человека.

Принципы медицинского психоанализа были сформулированы австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его бесспорной исторической заслугой явилось то, что он положил начало систематическому, собственно научному исследованию бессознательного. Это новое, по сути своей философское учение оказало сильнейшее воздействие на общественное сознание, на развитие естественной и гуманитарной науки, но особенно медицинской психологии и философии. Без идеи бессознательного трудно сегодня представить современную психологию, психиатрию, культурологию, философию, да и вообще всю духовную культуру человечества.

Психоаналитическое учение имеет множество аспектов. Прежде всего, оно является учением о человеке, хотя данной тематикой не исчерпывается. Возникнув в лоне психиатрии как новый подход к лечению неврозов методом катарсиса, или психического самоочищения, психоанализ перерос в новое направление медицины и философской антропологии. 3. Фрейд, будучи практикующим врачом, исследовал причины и характер неврозов. Он обнаружил скрытый (бессознательный) слой человеческой психики, который прежде вообще был неведом и никем не изучался. Постепенно из медицинской методики лечения неврозов психоанализ вырос до уровня научной психологии, а затем и нового философского течения мысли. Он позволял осмысливать индивидуальные и социально-культурные факторы в саморазвитии личности. «Фрейд является основателем подлинно научной психологии, - писал американский философ Э. Фромм (1900-1980), его последователь, - а открытие им бессознательных процессов и динамической природы характера составляет уникальный вклад в науку о человеке, изменившей представление о нем на все грядущие времена».



2016-01-26 664 Обсуждений (0)
Сущность психоаналитической философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность психоаналитической философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)