Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие психоаналитической философии в трудах К.Г.Юнга и Э.Фромма



2016-01-26 508 Обсуждений (0)
Развитие психоаналитической философии в трудах К.Г.Юнга и Э.Фромма 0.00 из 5.00 0 оценок




Один из последователей З.Фрейда – Карл Густав Юнг (1875— 1961), швейцарский психолог и философ, перешел к рассмотрению более широкого спектра человеческой психики, а именно: как бессознательное простирается за пределами человеческого «Я» - конкретной личности. Он предпринял беспрецедентное дифференцирование фрейдовского «Оно». Ученый усомнился в том, что З.Фрейд правомерно свел всю бессознательную человеческую жизнедеятельность к биологически унаследованным инстинктам. По мнению К.Г.Юнга, человеческие инстинкты имеют не биологическую, а скорее культурно-символическую природу. Ученый предположил, что структура внутреннего мира человека многослойна. Психический мир содержит в себе индивидуально-бессознательное жизненного опыта и более глубинный врожденный слой - коллективное бессознательное, которое является отображением родового опыта всех предшествующих поколений людей в виде архетипов, или общечеловеческих наследуемых всеобщих первообразов, символов, стереотипов, таких, как «разум сердца», «мудрец», «богатырь», «Родина-мать», «русская душа». Таким образом, К.Г.Юнг доказывал, что бессознательное имеет родовое начало.

Архетипы К.Г.Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в психике каждого человека, передаваясь из поколения в поколение. «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, - утверждал К.Г. Юнг, - коллективное бессознательное в обычных условиях не осознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуру мозга. Таким образом, психическое ядро личности составляет внутренняя коэволюция индивидуального и коллективного бессознательного. Следует отметить, что предположения К.Г. Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов нуждаются в дальнейшем философском осмыслении и научном обосновании.

К концу 30-х годов XX века сформировался неофрейдизм - в результате соединения психоанализа с социологической, этнологической и антропологической теориями. Исходным положением нового философского течения в психологии явился так называемый принцип социального детерминизма. По мнению К. Хорни, из биологизаторской установки родоначальника психоанализа не следует вывода о том, как же можно помочь человеку в его духовном росте. Ученый в определенной степени реабилитирует бессознательное, стремясь снять с него обвинение в деструктивности и антисоциальности. Бессознательное, конечно, деструктивно, но исключительно потому, что такова социальная среда, породившая его. «Мы возвращаемся к древней медицинской мудрости, - пишет К. Хорни, - которая гласит, что целительные силы присущи как человеческому телу, так и душе и что в случае заболевания тела и души врач должен просто помочь устранить вредные и поддержать исцеляющие силы. Ценность психоаналитической терапии в том, что она, ослабляя разрушительные силы, дает шанс появиться конструктивным силам человека».

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм характеризовал эту позицию К. Хорни как антропологическую. Ратуя за развитие гуманистически ориентированного психоанализа, он апеллирует к социальному настрою индивида и исходит при этом из того факта, что человек является главным образом социальным существом. Э. Фромм резко раскритиковал чрезмерную абсолютизацию 3.Фрейдом роли бессознательного в индивидуальной жизни человека, придав ей социологическое измерение. Именно этот ученый стал первым радикальным реформатором психоанализа 3. Фрейда. Э. Фромм доказал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения индивида к общественному миру, к другим людям, к естественной природе и к самому себе. Различия между биологическим подходом 3.Фрейда к формированию человека как личности, антропологической концепцией К. Хорни и социально-философским осмыслением Э. Фроммом этих же проблем весьма значительны и принципиальны. Согласно воззрениям последнего, человек с самого начала своей жизни есть социальное существо. Социальная структура и естественная природа в нем выступают как равноправные образования: социальное и психическое существуют параллельно, на паритетных началах. В этой связи Э.Фромму даже удалось открыть целую галерею новых социальных типажей и характеров.

Э. Фромм философски глубоко осмыслил общественные, политические коллизии своего времени. Собственную концепцию он назвал радикальным гуманизмом. Это название говорит само за себя, указывая на отрицание любого надчеловеческого (но не надличностного) начала как на основную задачу ищущего человека. Радикальный гуманизм, по Э.Фромму, - это учение о подлинном существовании (или экзистенции) человека. Человек живет до тех пор, пока он одержим творчеством и собственными усилиями преобразует мир. Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека каким бы то ни было высшим силам. Последнее обстоятельство и привело их к защите гуманистической направленности философии марксизма. Э.Фромм утверждал, что человеческое существо не должно превращаться в средство достижения не только чужих целей, но и даже в средство своего индивидуального бытия.

В настоящее время последовательными приверженцами идей психоанализа в применении их к индивиду и человеческому обществу стали фрейдо-марксисты. Они, как и Э. Фромм, призывают к изменению образа жизни людей, созданию нового общества и нового человека, перед которым открываются реальные возможности оптимального развития и совершенствования в здоровой социальной атмосфере. У Э. Фромма, кстати, довольно глубокое осмысление получило социально-культурное явление в психике человека, получившее название «ментальность» (фр. mentalite - склад ума, образ мышления, мировосприятие). В нем осуществляется глубинный синтез индивидуального и коллективного сознания, включающего и элементы бессознательного. Если иметь в виду ментальность современной личности, то она складывается на базе философских и религиозных воззрений, народных традиций, самобытной духовной культуры, качества социальной среды и, в свою очередь, оказывает на них свое влияние.


Список литературы

1. Грюнбаум, А. Критика психоанализа // Вопросы философии.- 2007.- №3.- С. 105-130.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль [Текст] /сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин .- М. : Республика, 2014.- 384 с.

3. История философии [Текст] : учебник для вузов /отв.ред. В.П.Кохановская, В. П. Яковлев .- Ростов-н/Д. : Феникс, 2005.- 736 с.

4. Лейбин, В. М. Психоаналитическая эвристика и терапия : проблемы и противоречия // Вопросы философии.- 2007.- № 3.- С. 130-142

5. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов /Т. Д. Марцинковская .- М. : Академия, 2010.- 544 с.

6. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов /Г. Скирбекк, Н. Гилье; под ред. С. Б. Крымского .- М. : Владос, 2011.- 800 с

7. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] : лекции /З. Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой; под. ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. - СПб. : Азбука-классика, 2005.- 480 с.



2016-01-26 508 Обсуждений (0)
Развитие психоаналитической философии в трудах К.Г.Юнга и Э.Фромма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие психоаналитической философии в трудах К.Г.Юнга и Э.Фромма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)