Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стилистические ресурсы синтаксиса. Современные стилистические



2016-01-26 2196 Обсуждений (0)
Стилистические ресурсы синтаксиса. Современные стилистические 0.00 из 5.00 0 оценок




процессы в области синтаксиса.

Почти безграничны стилистические возможности языка в области синтаксиса. Синонимика словосочетаний и синтаксических конструкций, вариации порядка слов в предложении, связь тех или иных типов предложения с определенными сферами общения.

Кожина обращается к простым и сложным предложениям.

А. Строй простого предложения

В простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены средства выражения членов предложения, особые случаи использования однородных членов предложения, средства связи членов предложения, стилистически значимые разновидности простых предложений, порядок слов и некоторые другие.

Яркий разговорный характер имеют формы простого глагольного сказуемого, выраженные инфинитивом (ср. нейтральное Она опять стала кричать и разговорное Она опять кричать),междометием (А он бац на землю), повторением сказуемого (Ехали мы, ехали, а все еще далеко; И делать не делает, а время тянет). Все эти виды выражения сказуемого, как и предложения в целом, весьма экспрессивны.

Усилению экспрессивности при однородных членах способствуют: повторяющийся союз и в усилительной роли, а также союз ни-ни, союз да (в основном в художественной речи: Здравствуй, утро да солнце веселое!). В научной речи широко используется соединительный союз как... так и, в научной и отчасти публицистической речи - противительные союзы не только - но и, не столько - сколько. Из двух противительных союзов: но и а - первый характерен для книжной, второй - для разговорной речи; разговорный характер имеет в функции соединительного или противительного союз да.

К стилистическим явлениям в сфере управления относится также и синонимия предлогов; средство от простуды - против простуды; с помощью - при помощи; о поездке - про* поездку; насчет * чего-либо - касательно, относительно чего-либо, где слова, помеченные звездочкой, носят разговорный характер в отличие от параллельных им книжных. Книжный же характер имеет предлог в сочетании: по окончании (ср. после окончания) и, напротив, в параллели: говорить о том - за то; второй вариант разговорный, хотя он иногда используется в публицистической речи. Богата синонимия причинных предлогов: ввиду *, вследствие *, благодаря, в связи *, из-за, по причине* (слова, отмеченные звездочкой, книжные).

Яркую стилистическую окраску книжной речи (официально-деловой и отчасти научной) имеют отыменные предлоги позднего образования: в деле, в области, в силу, по линии, по части и др. Нередко они ведут к нежелательному отяжелению стиля высказывания.

Профессиональный характер имеют сочетания балкон типа лоджия, платье типа кимоно.

Семантическими оттенками отличаются вариантные сочетания падежных форм при глаголах с отрицанием: не читал этой книги - не читал эту книгу.

Стилистическими возможностями обладает и сам строй простого предложения, например синонимия разных типов предложения.

Так, можно говорить о синонимии утвердительных и отрицательных предложений (Кто же этого не знает! - Все это знают!); определенно-личных и безличных (Я думаю - Мне думается); неопределенно-личных и безличных (Рекомендуют избрать...- Рекомендуется избрать...); эллиптических и полных и т. д.

Употребление полных или неполных предложений достаточно четко обусловлено сферой использования. Как правило, в книжно-письменной речи неполные предложения не используются.

Зато в сфере живого общения, осуществляющегося в устной форме, неполные предложения составляют один из распространенных типов предложений.

Б. Сложное предложение

Сложные предложения чаще используются в книжной речи, но они также свойственны и разговорной речи. Сложное предложение оказывается тем синтаксическим средством, которое позволяет наилучшим образом выразить и оформить, например, сложные логико-понятийные связи.

Простое же предложение (особенно не слишком распространенное) более удобно для экспрессивной, эмоциональной и динамичной речи.

Широкое употребление сложноподчиненных предложений в научной речи обусловлено необходимостью выражения здесь сложных взаимосвязей явлений и в целом - строгой последовательностью и логичностью изложения. Для разговорной же речи более свойственно сочинение.

Распространены здесь и случаи использования наречных слов в подчинительном значении, т. е. в функции, синонимичной подчинительным союзам (поэтому, потому, тогда, сначала, затем). Официально-деловая речь менее, чем научная, прибегает к сложноподчиненным предложениям, так как ей менее свойственно рассуждение. Однако простые предложения в деловой речи оказываются весьма распространенными, что, естественно, сказывается на увеличении их размеров.

Разные виды связи и, следовательно, виды придаточных предложений используются по стилям неодинаково. Так, художественной речи в целом более свойственны придаточные временные, обстоятельственные (места), тогда как в научной речи сравнительно большой процент приходится на придаточные причины и условия.

Для научной речи характерны сложноподчиненные предложения с ослабленным значением главного, когда все содержание предложения выражено в придаточном; главное же по значению и функции близко вводным словам: Я думаю, думается, нужно, считаю, полагаем, надеюсь.

В. Другие синтаксические явления

Оформление высказывания как повествовательного, вопросительного или побудительного, в соответствии с задачами общения в конкретной ситуации, имеет определенное стилистико-экспрессивное значение.

Вопросительные предложения, составляя одну из основных форм общения в разговорно-бытовой сфере, в то же время весьма употребительны и в других сферах: прежде всего в художественной, публицистической, а также в научной.

В устно-разговорной речи для усиления и подчеркивания вопроса используются частицы что, как (Что, написал?, Как, ты еще не уехал?!), а также другие средства усиления эмоциональной реакции на реплики собеседника и на внеречевую ситуацию.

Чрезвычайно экспрессивны восклицательные предложения, которые составляют сферу употребления разговорной и художественной, а также публицистической речи. Научная речь и особенно деловая не знают их употребления.

Стилистическими ресурсами обладают и вводные слова, словосочетания и предложения. В разговорной, а также художественной и публицистической речи широко используются вводные слова, выражающие эмоциональную оценку высказывания или его экспрессивный характер; научной и деловой сферам общения они несвойственны. Вводные слова, подчеркивающие ход рассуждений (указывающие на отношения между частями высказывания), характерны для научной речи, а содержащие оценку степени достоверности сообщения - для художественной.

Например, научное изложение требует четкого указания на отношение между частями высказывания (отсюда большая частота здесь слов: итак, следовательно, наконец, во-первых, во-вторых, таким образом и т. п.).

 

Функциональная стилистика как центральный раздел стилистики. Основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, экстралингвистические параметры стиля, стилевая черта, конструктивный принцип функционального стиля, языковые параметры функционального стиля

Одно из центральных направлений стилистики. Изучает функционирование языка в разных сферах и ситуациях общения, которые соответствуют разным видам человеческой деятельности (научная, обиходно-бытовая, деловая и т.д.). Особую важность имеют экстралингвистические факторы (цели общения, объекты/субъекты речи и т.д.) Основным понятием является понятие функционального стиля. Это исторически сложившаяся, социально осознанная разновидность литературного языка, характеризующаяся особым отбором и особой организацией языковых средств, обусловленная целями и задачами общения в данной сфере речевого общения.

Основные понятие фс: Функциональный стиль — это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство). Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственно им выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный (художественный)2. Им противопоставлен стиль неофициальной речи — разговорно-бытовой — разговорный), экстралингвистической основой которого является сфера бытовых отношений и общения (быт как область отношений людей вне их непосредственной производственной и общественно-политической деятельности).

Сферы применения языка в значительной мере влияют на тематику и содержание высказывания. Каждая из них имеет свои актуальные темы. Например, в научной сфере обсуждаются прежде всего проблемы научного познания мира, в сфере бытовых отношений — бытовые вопросы. Однако в разных сферах может обсуждаться одна и та же тема, но цели преследуются неодинаковые, вследствие чего высказывания различаются по содержанию.

Стилевые черты - признаки текста, выражающие специфику и стилевоесвоеобразие соответствующего функц. стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленныхего экстралингвистическими факторами. Напр., см.: обобщенно-отвлеченность, социальная оценочность,точность, образность и др. Тем самым по ним можно составить представление о том или ином функц.стиле и описать его. С. ч. представляют собою компонент (ступень) детерминативной вертикали: отэкстралингвистической основы функц. стиля, прежде всего базовых экстралингвистических факторов, кобусловливаемым ими функциям соответствующих речевых разновидностей, которые, в свою очередь,реализуются языковыми и текстовыми средствами в С. ч.; последние структурируются в виде функц.семантико-стилистических категорий .



2016-01-26 2196 Обсуждений (0)
Стилистические ресурсы синтаксиса. Современные стилистические 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стилистические ресурсы синтаксиса. Современные стилистические

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)