Конструктивный принцип функционального стиля
(доминанта функц. стиля) – свойственный тому или другому функц.стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовымиэкстралингвистическими стилеобразующими факторами (см.) и тем самым создающий спецификуфункц. стиля. К. п. определяет и характерные для данного функц. стиля основные стилевые черты. К. п.может быть простым ("одномерным") и сложным, объединяющим два и более взаимосвязанных способаотбора и сочетания языковых средств как двуединство, и отсюда – ряд основных стилевых черт (см.). Так,К. п. науч. стиля, формирующий его специфику, представляет собою единство отвлеченно-обобщенности иподчеркнутой логичности (как текстовую реализацию процесса познания и доказательства истиныпосредством понятийно-логической формы мышления) Языковые параметры ФС: Стили: Разговорный подстили: разговорно-обиходный, разговорно-профес - сиональный и др.; сфера использования: бытовое общение, общение в непринужденной обстановке; адресат: хорошо знакомые люди, члены семьи, одноклассники, коллеги и др.; цель : общение, поддержание личных связей; основные речевые жанры: дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частная переписка (письма); языковые особенности стиля: обиходно-бытовая разговорная лексика, эмоционально-оценочная лексика и фразеология; упрощенность синтаксиса, редкое использование причастных и деепричастных оборотов; активное употребление неполных предложений; использование обращений, междометий, вводных единиц.
подстили: собственно-научный, или академический; учебно-научный, научно-популярный; сфера использования:наука, образование, просвещение; адресат: специалисты в данной научной области; учащиеся, широкий круг читателей-неспециалистов; цель : сообщение научных фактов, их объяснение; изложение основ наук и популяризация научных знаний; основные речевые жанры: научные статьи, доклады, диссертации, монографии, учебники и учебные пособия, статьи в научнопопулярных изданиях; языковые особенности стиля: использование терминологии; употребление слов в основном в прямых значениях; преобладание абстарактной лексики с доминированием сущ-х, в т.ч. отглагольных; редкое использование образных средств (за исключ. науч.-популярного стиля); небольшое число глаголов и прилагат.; усложненность синтаксиса, значительное количество средств связи. Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная.
Подстили и жанры: 1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон; 2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия; 3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.
Стилеобразующие черты: 1) образное отражение действительности; 2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов); 3) эмоциональность; 4) экспрессивность, оценочность; 5) индивидуальный стиль, почерк автора; 6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).
Общие языковые особенности литературно-художественного стиля: 1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей; 2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли; 3) выполнение языковыми средствами эстетической функции.
Языковые средства художественного стиля: 1. Лексические средства: 1) неприятие шаблонных слов и выражений; 2) широкое использование слов в переносном значении; 3) намеренное столкновение разностильной лексики; 4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской; 5) наличие эмоционально-окрашенных слов.
2. Фразеологические средства - разговорного и книжного характера.
3. Словообразовательные средства: 1) использование разнообразных средств и моделей словообразования; 2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.
4. Морфологические средства: 1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности; 2) частотность глаголов; 3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица; 4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода; 5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных; 6) широкое употребление прилагательных и наречий.
5. Синтаксические средства: 1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; 2) широкое использование стилистических фигур.
подстили: собствнно-канцелярский, законодательный и др.; сфера использования: законодательство, делопроизводство, админ.-правовая деятельность; цель : сообщение, информирование, управление;
языковые особенности стиля: использование фраз-клише и штампов, спец. канцелярской лексики; употребление слов только в прямых значениях; использование спец. сокращений и аббревиатур; полное отсутствие эмоц. лексики и образных средств; явное преобладание сущ. над глаг.; усложненноссть синтаксиса, большое количество однород. и обособл. конструкций . адресат: граждане и организации, вступающие в деловые отношения;
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |