Блок III. Диахроническая, диатопическая и социальная вариативность языков
Введение в языкознание Преподаватель: к.ф.н., доц. Д. В. Спиридонов
Темы и литература
Блок I. Общие понятия науки о языке.
Языкознание как наука. Цели и задачи языкознания. Место языкознания среди других наук. Разделы языкознания и основные направления исследований. Краткая история языкознания. Лингвистический энциклопедический словарь (ст. Языкознание, Прикладная лингвистика) – ЛЭС есть в интернете: http://tapemark.narod.ru/les/index.html Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. Глава 1, параграф 6. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 4-21. Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 5-14. На конспектирование: * Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. Глава 1, с. 21-69 (лингвистика как научное исследование языка; основные вехи истории языкознания: донаучные лингвистические традиции; сравнительно-историческое языкознание; современная структурная лингвистика). Сущность языка. Социальность языка. Язык и мышление. Язык и действительность. Гипотеза Сепира-Уорфа. Функции языка. Язык и речь. Уровневое строение языка. Понятие языковой системы. Синтагматика и парадигматика. Синхрония и диахрония. Естественные и искусственные языки. ЛЭС (ст. Язык; Идиом; Функции языка; Уровни языка; Единицы языка; Система языковая; Оппозиции; Синтагматика; Парадигматика; Речь; Синхрония; Диахрония; Искусственные языки; Международные языки; Язык и мышление; Психолингвистика; Этнолингвистика; Сепира-Уорфа гипотеза) Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 1) Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 22-37; 62-66. Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 16-43, 76-86. На конспектирование: *Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975. Глава 1 «Язык и речь», С. 9-29 (представление о разграничении языка и речи у Соссюра, интерпретации этой дихотомии в последующих работах: гносеологические, онтологические и прагматические трактовки); Глава 5, параграф 1 «Двойственность науки о языке», С. 85-92 (понятия синхронии и диахронии у Соссюра). Семиотическая природа единиц языка. Понятие о знаке. Типология знаков. Типы отношений в семиотических системах: семантика, прагматика, синтактика. Естественные и искусственные семиотические системы. Структура коммуникативного акта. Невербальные языки. Социальные аспекты коммуникации: язык и подъязыки. ЛЭС (ст. Знак языковой; Знаковые теории языка; Семиотика; Коммуникация; Знаковые теории языка; Жестов языки; Дейксис) Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 1) Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 2004 (или др. изд-е). Часть 1, гл. 1-2. Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 43-72. На конспектирование: *Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975. Глава 2 «Теория лингвистического знака», С. 30-45 (понятие о языковом знаке у Соссюра). * Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М., 2007. С. 117-128, Лекция IV, §26-29 (генезис и онтогенез знаковых систем, естественные и искусственные семиотики, место языка в континнуме семиотических систем).
Блок II. Уровни и единицы языковой системы.
Фонетика и фонология. 4.1. Анатомо-физиологические аспекты речи. 4.2. Принципы классификации звуков речи. Просодия: интонация и ее функции, ударение и его виды. 4.3. Фонетические изменения в речи (редукция, ассимиляция, диссимиляции, аккомодация, паразитические звуки). 4.4. Понятия фонемы, аллофона и звука (фона). Понятие фонологизации. Транскрипция. ЛЭС (ст. Фонетика; Звуки речи; Органы речи; Восприятие речи; Фонология; Фонема; Фонологизация; Редукция; Ассимиляция; Аккомодация; Протеза; Транскрипция; Ударение; Мора; Интонация; Слог) Анатомическая визуализация ротовой полости человека на трупном препарате (костно-мышечный и связочный аппарат нижней челюсти, подъязычные и язычные мышцы, подъязычная кость): http://www.youtube.com/watch?v=PXvKpnVoVDw Анатомическая визуализация гортани человека на трупном препарате (надгортанник, гортань, голосовые связки): http://www.youtube.com/watch?v=GFinbZwbP14 Фрагмент практического занятия по анатомии с изучением сагиттального среза головы человека (Кафедра фундаментальной медицины БФУ им. И. Канта, ведет занятие проф. В. А. Изразнов): http://www.youtube.com/watch?v=HH_Ax_9G8m0 Эндоскопия голосовой щели: http://www.youtube.com/watch?v=a2ddJrCT5zw Анатомия гортани и голосовых связок: http://www.youtube.com/watch?v=6w3mjLCg0uI Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 3) Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 66-99. Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 86-186. На конспектирование: * Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001. Глава 2 (разделы 2.1 – 2.4), С. 33-78 (артикуляционная фонетика: физиология речи; эволюционный аспект артикуляционной фонетики; описание звука в артикуляционной фонетике; артикуляционное взаимодействие звуков).
Лексикология. 5.1. Лексическая система языка. Проблема слова. Типы слов. Понятие лексемы. Фразеология. Понятие лексикализации. Особые классы лексики (термины, имена собственные, табуированная лексика, эвфемизмы и др.). 5.2. Элементы лексической семантики. Виды семантической информации: лексическое, грамматическое и словообразовательное значения слова. Структура лексического значения: понятия денотата, сигнификата, коннотации, семы. Полисемия. Парадигматические отношения в лексической семантике. ЛЭС (ст. Лексикология; Лексика; Лексема; Слово; Семантика; Лексическое значение слова; Денотат; Сигнификат; Понятие; Коннотация; Фразеология; Лексикализация; Терминология; Эвфемизмы; Собственное имя) Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 2) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 239-354. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 112-186. На конспектирование: * Смирницкий А. И. [Из книги «Лексикология английского языка»] // Современный русский язык: Лексикология – Фразеология – Лексикография: Хрестоматия и учебные задания. СПб., 2002. С. 5-15 (содержание и задачи лексикологии; основные проблемы слова) *Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2009. С. 80-94 (структура лексического значения слова).
Морфемика и морфология. 6.1. Структура слова, понятие словоформы. Понятие морфемы, морфа, алломорфа, типы морфем. 6.2. Грамматическая семантика. Разграничение лексического, грамматического и словообразовательного значения. Граммемы и дериватемы. Грамматическая категория. Грамматикализация. Грамматическая парадигма. Основные части речи и их грамматические категории: род, число, падеж существительного; лицо, время, наклонение, залог, вид (аспект) глагола. Понятийные категории определенности-неопределенности, одушевленности-неодушевленности, таксиса. ЛЭС (ст. Грамматика; Морфемика; Морфология; Морфема; Морф; Корень; Аффикс; Флексия; Агглютинация; Фузия; Аналитизм; Синтетизм; Словообразование; Словоизменение; Грамматика; Грамматическая категория; Понятийная категория; Грамматическая форма; Грамматическое значение; Граммема; Части речи; Существительное; Глагол; Род; Число; Падеж; Одушевленности-неодушевленности категория; Определенности-неопределенности категория; Артикль; Лицо; Время; Наклонение; Залог; Вид; Таксис). Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 4) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 188-239, 384-362. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 187-241. На конспектирование: *Плунгян В. А. Общая морфология. М., 2009. Ч. 2, Гл. 1, §1-3. С. 100-129 (классификация морфологических значений; грамматическое и неграмматическое значение; понятие обязательности в морфологии; грамматическая категория, лексема, парадигма; грамматическое, словообразовательное и лексическое значение).
Синтаксис. 7.1. Синтаксические отношения и их виды. Словосочетание и предложение. Понятие предикативности. Структура и типы предложения. 7.2. Элементы коммуникативного синтаксиса: пропозиция, модальность, актуальное членение предложения, понятие актанта и диатезы. ЛЭС (ст. Синтаксис; Словосочетание; Предложение; Члены предложения; Предикативность; Пропозиция; Подчинение; Согласование; Управление; Валентность; Диатеза; Залог; Актуальное членение предложения; Тема; Рема; Эмфаза; Анафорическое отношение; Падежная грамматика; Актант). Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 4) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 462-487. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 241-259. На конспектирование: *Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001. С. 229-268 (Гл. 4: предикативность как основное свойство предложения и ее компоненты – синтаксические категории: модальность, наклонение, время; личная и неличная форма глагола; финитность; синтаксическая парадигма; диктум и модус; вопросительные предложения и их типы; связочные и бытийные предложения; номинативные и неполные предложения; понятие эллипсиса; клауза и пропозиция; сочинение, подчинение, паратаксис; нефинитные зависимые обороты).
Блок III. Диахроническая, диатопическая и социальная вариативность языков.
Классификация языков мира. 8.1. Морфологическая классификация: изолирующие, агглютинирующие, инкорпорирующие и флективные языки. Синтетические и аналитические языки. 8.2. Синтаксическая классификация: номинативные, активные и эргативные языки. 8.3. Генеалогическая классификация языков. Дивергенция языков. Языковое родство. Понятие праязыка, языковой семьи и языковой группы. Диалекты и говоры. Индоевропейская семья языков. Генеалогическая структура славянской, германской и романской языковых групп. ЛЭС (ст. Классификация языков; Типологическая классификация языков; Генеалогическая классификация языков; Сравнительно-исторический метод; Сравнительно-историческое языкознание; Контрастивная лингвистика; Типология; Палеонтология лингвистическая; Языки мира; Родство языковое; Диалект; Диалектология; Ареальная лингвистика; Индоевропейские языки; Славянские языки; Германские языки; Романские языки). Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Главы 6-7) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 603-618. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001. С. 260-279. На конспектирование: * Мечковская Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. М., 2001. С. 25-52 (факторы языкового сходства; природа типологических сходств; направления типологических исследований) *Бурлак С. А., Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. М., 2005. С. 7-44 (теория языкового родства и механизмы исторического изменения языков)
Социолингвистика. 9.1. Социальная дифференциация языка. Социолект, жаргон, арго. Языковая ситуация и языковая политика. 9.2. Теория языковых контактов. Интерференция и конвергенция языков. Понятия субстрата, адстрата и суперстрата. Заимствования. Сродство языков и языковые союзы. Экстремальные языковые контакты. Пиджины и креольские языки. ЛЭС (ст. Социолингвистика; Многоязычие; Диглоссия; Жаргон; Арго; Языковая ситуация; Языковая политика; Контакты языковые; Заимствование; Языковой союз; Адстрат; Субстрат; Суперстрат; Лингва франка; Койне; Пиджин; Креольские языки) На конспектирование: *Вахтин Н. Головко Е. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004. С. 135-161 (экстремальные языковые контакты, пиджины, креольские языки, смешанные языки)
Письмо, его возникновение и развитие. 10.1. Понятие идеографического, слогового, словесно-слогового (морфо-силлабического), квазиалфавитного (консонантного) и алфавитного письма. 10.2. Орфография и ее принципы (морфологический, фонетический, традиционный). Транскрипция. Транслитерация. ЛЭС (ст. Письмо; Протописьменности; Идеограмма; Кипу; Клинопись; Логограмма; Квазиалфавитное письмо; Греческое письмо; Латинское письмо; Кириллица; Орфография; Транскрипция; Транслитерация) Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 5) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 619-650. Дирингер Д. Алфавит. М., 1963. С. 31-56 (Введение: стадии развития письма и его виды) На конспектирование: *Дирингер Д. Алфавит. М., 1963. С. 608-636 (История латинского алфавита)
Происхождение языка. 11.1. Основные теории: звукоподражательная, трудовая, креационистская, теория жестов, трудовых выкриков, общественного договора и др. 11.2. Проблема происхождения языка в эволюционной перспективе. ЛЭС (ст. Происхождение языка, Глоттогенез, Моногенеза теория) Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996. (Глава 7) Немченко В. Н. Введение в языкознание. М., 2008. С. 514-540. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984. На конспектирование: *Бурлак С. А. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. М., 2011, Гл. 2 «Что нужно для языка?»
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |