ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Диагностика и анализ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Н.Н. Титаренко, старший преподаватель факультета подготовки УНК Челябинского государственного педагогического университета г. Челябинска ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
проекте образовательного стандарта начального общего 'образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. В данном контексте проблема формирования общеучебных умений, являющихся основой обобщенных способов учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность. В условиях личностно-ориентированного обучения, характеризующегося изменением функций образования, актуальным выступает формирование учебно-организационных умений у младших школьников как личностного, субъектного образования. С позиций субъекта деятельности в организации учения выделяются действия целеполагания, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них включено в учебно-познавательную деятельность школьника, организует ее. К сожалению, в начальной школе установилась традиция возрастного разделения функций учителя и ученика. Целеполагание, планирование, контроль и оценка остаются по преимуществу сферами влияния взрослых, не реф-лексируются школьниками как действия, требующие обращения к собственному действию с предметами. Таким образом, в младшем школьном возрасте ученики преимущественно осуществляют разнообразные исполнительские действия, являющиеся частью учебной деятельности, но недостаточные для организации учения и самоорганизации. Учебно-организационные умения, специально формируемые у младших школьников, способствуют освоению организационных действий и в целом учебно-познавательной деятельности. В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, необходимый для повышения качества учения; а с другой - организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений. Все исследователи считают, что учебно-организационные умения являются общеучебными и обобщенными умениями, однако авторы классификаций относят к ним разный набор умений, что связано с выбором различных оснований для их классификации. Многообразие подходов в педагогической и психологической литературе к характеристике учебно-организационных умений приводит к тому, что школьный учитель затрудняется в теоретическом анализе и практическом использовании сведений об учебно-организационных умениях в образовательном процессе. При рассмотрении понятия «умение» мы разделяем точку зрения А.Н. Леонтьева и В.Г. Бобровой и будем характеризовать умение как единство трех граней: 1) процесса, наблюдаемого субъектом учения извне; 2) способа деятельности субъекта; 3) готовности субъекта самостоятельно выполнять деятельность. вначале умение для человека является процессом, который он наблюдает как проходящий вне его личности и постепенно постигаемый им; затем в результате постепенного овладения последовательностью действий, умение как способность выполнять отдельную деятельность становится для человека способом деятельности, в итоге формируется готовность обучаемого самостоятельно выполнять деятельность. Нами исследуется второй этап овладения умением, когда умение предполагает осознание способа решения определенной проблемы. Содержание первого этапа описывает начальное состояние субъекта обучения, а содержание третьего этапа будем рассматривать как цель процесса, происходящего на втором. Характеризуя структуру учебно-познавательной деятельност школьников, Ш.А. Амонашвили выделяет следующие ее компоненты: ? осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи; ? построение плана ее разрешения; ? практическое разрешение задачи; ? контроль за процессом разрешения задачи; ? оценка результата в соответствии с эталоном; а постановка задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков. Исследователь отмечает, что выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной. Таким образом, анализ действий, необходимых субъекту для организации собственной учебно-познавательной деятельности,позволяет выделить группу личностных учебно-организационных умений: > определять цель деятельности; > планировать деятельность; > выполнять запланированные действия; > контролировать ход и результаты деятельности; > оценивать ход и результаты деятельности. Есть все основания определить умения, выступающие для субъекта как последовательные этапы организации собственной полноценной деятельности, как комплекс. Под комплексом личностных учебно-организационных уменийбудем понимать последовательно совершаемые субъектом действия в умственном или практическом плане, соответствующие этапам: целеопределение, планирование, выполнение, самоконтроль, самооценка. Таким образом, каждое умение комплекса, освоенное субъектом, обеспечивает организацию и управление собственным учением. Охарактеризуем возрастные особенности детей 6-7 лет при поступлении в школу, выделив показатели развития организации деятельности, описанные в исследованиях М.М. Безруких. Дети 6-7 летнего возраста: О способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; О могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; □ способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструк О способны самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности; □ способны оценить качество своей работы в целом, дифферен Следовательно, для детей 6-7-летнего возраста нормой является самоорганизация деятельности на воспроизводящем уровне, осуществленная на доступном для данного возраста содержательном материале. Необходима объективная оценка уровня сформированности учебно-организационных умений у учащихся с первых дней обучения как способа прогнозирования и регулирования успешности в обучении и развитии. Фактическая диагностика умений на завершающем этапе образования является неэффективной. Диагностика комплекса личностных учебно-организационных умений у младших школьников проводится с целью определения уровня сформированности каждого умения, входящего в комплекс, т.е. проявленного школьником обобщенного способа организации деятельности. Высокий показатель обобщенного способа организации деятельности школьника свидетельствует о его готовности к самоорганизации деятельности и поведения, о владении учебно-познавательной ключевой компетенцией. Ученик как субъект учения осознанно определяет цель предстоящей деятельности, планирует ее, выполняет ориентировочные действия, проявляет самоконтроль и самооценку. Для такого ученика понятна учебно-познавательная деятельность, он самостоятелен в самоорганизации деятельности, при организационных затруднениях проявляет учебную инициативность, запрашивает определенную помощь со стороны учителя. Уточним, какой уровень овладения обобщенным способом организации деятельности следует считать нормой для младших школьников. Обобщая различные подходы к выделению уровней деятельности, будем придерживаться взглядов В.А. Беликова на сущность учебно-познавательной деятельности с учетом разных ее уровней: / уровень - репродуктивный (воспроизводящий); деятельность по образцу, по алгоритму; // уровень - эвристический (воспроизводяще-творческий); деятельность по самостоятельно выбранному варианту алгоритма; /// уровень - творческий - самостоятельное планирование и творческое выполнение деятельности. Для младших школьников нормой является воспроизводящий уровень самоорганизации деятельности, поскольку только в этом случае обеспечивается база для осуществления полноценной деятельности. Вместе с тем только овладение обобщенным способом организации деятельности на воспроизводящем уровне позволяет субъекту выходить на эвристический и творческий уровни деятельности. Критерии, по которым определяются качества умений: • осознанность выполнения действий; • полнота выполнения действий. Эти критерии тесно связаны между собой. Полнота характеризуется количеством выполненных операций, входящих в структуру действия. Осознанность - это понимание значения выполнения каждой операции и сохранение в сознании учащихся объективной логики их действий. Уровни определения сформированности умений: О низкий (0 баллов) - нет осознания и выполнения действий; О средний (1 балл) - частичное осознание и выполнение действий; О высокий (2 балла) - полное осознание и выполнение действий. Для определения уровня сформированное обобщенного способа организации деятельности необходимо выявить уровни владения каждым умением комплекса и проанализировать полученные результаты (см. таблицу. 1). Таблица 1 Сводная таблица оценки уровня обобщенного способа организации деятельности
Будем исходить из положения, что высокий уровень сформированное™ каждого умения свидетельствует о том, что субъект осуществляет организацию собственной деятельности обобщенным способом. Несформированность отдельных умений комплекса позволяет говорить о более низком уровне обобщенного способа организации деятельности. Выделим уровни обобщенного способа организации деятельности; в качестве показателя выступает мера сформированности умений комплекса с обозначенными критериями осознанности и полноты действий: • низкий (1-й уровень); • достаточно низкий (2-й уровень); • средний (3-й уровень); • достаточно высокий (4-й уровень); • высокий (5-й уровень) (см. таблицу 2). Таблица 2
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |