Критериально-уровневая шкала определения овладения обобщенныт способот организации деятельности
Диагностическая процедура Диагностика личностных учебно-организационных умений учеников первого и второго класса проводится в форме индивидуальной устной беседы, поскольку не все учащиеся в этом возрасте достаточно бегло читают и быстро пишут. Вербальные ответы на вопросы взрослого позволяют определить уровни осознанности и полноты осуществления личностных учебно-организационных умений комплекса детьми. Диагностика проводится с применением тетради (учебника), в которой школьник выполнял задание. Беседа строится при рассматривании и самоанализе любого выполненного учеником задания (на j прошлом уроке, дома, вчера). Исследователь задает ребенку вопрос, убеждается в понимании вопроса, выслушивает ответ и делает вывод об уровне сформированности конкретного умения на основе описанных показателей. диагностическая беседа (Д1) 1. Цель: умение определять цель деятельности. Рассмотри задание. Вспомни, что надо было сделать в задании, какова его цель; чему ты учился, выполняя задание? 2. Цель: умение планировать предстоящую деятельность. выполнял задание. Что сделал сначала, что потом? 3. Цель: умение справиться с деятельностью. Учитель рассматривает выполненное учеником задание и оценивает, насколько оно выполнено. 4. Цель: умение контролировать ход и результаты деятельности. 5. Цель: умение оценивать ход и результаты деятельности. Как ты оцениваешь выполнение задания: очень хорошо, хорошо, не очень хорошо, плохо? Почему? Диагностика умений учеников 3-4-х классов На хорошо усвоенном учениками содержательном учебном материале дается небольшая самостоятельная письменная работа с одним заданием на 5-6 минут. Дети получают письменную инструкцию для выполнения диагностики. диагностическая инструкция (д2) Прочитай вопросы, подумай и напиши ответы: 1. Для чего выполняется задание? Цель работы? 2. По какому плану, в какой последовательности ты будешь вы 3. Выполни задание. 4. Выпиши, как ты проверяешь выполнение задания:
• сразу, когда пишу; • когда закончил работу; • не проверяю. 1. Запиши, как ты оцениваешь выполнение задания (словами и отметкой)? Доволен ли ты своим результатом (да, нет)? После проверки и анализа полученные результаты по обозначенным критериям заносятся в табл.2. Управление процессом формирования Обобщенного способа организации деятельности У младших школьников Решая задачу конструирования систем диагностики и регулирования для отслеживания и коррекции хода обучения по формированию комплекса личностных учебно-организационных умений, опишем созданную нами модель диагностико-регулировочной линии (ДРЛ), взяв за основу общее описание такой линии как системы, сконструированной в исследованиях А.А. Поповой. Описывая содержание диагностико-регулировочной линии, А.А. Попова выделяет ее основной элемент - пару, состоящую из диагностики (Д) и регулирования (Р). Вариативную часть линии представляет последовательность пар (ДР). Для конструирования модели ДРл «Формирование комплекса личностных учебно-организационных умений у младших школьников» необходимо определить следующие этапы: основное целевое назначение линии (определение структуры линии), конструирование измерителей линии, стандартизация линии. Опишем выделенные этапы. 1. Целевое назначение линии: определение эффективности процесса формирования комплекса личностных учебно-организационных умений в условиях образовательного процесса начальной школы; достижение запланированного уровня сформированности обобщенного способа организации деятельности; выявление «разрывов» в организации учащимися собственной деятельности как показателя уровня несформированности отдельных умений комплекса; регулирование процесса овладения обобщенным способом организации деятельности младшими школьниками. 2. Определение структуры линий:
5-й класс Линия состоит из одиннадцати структурообразующих элементов. Опишем их. После поступления детей в 1-й класс проводится диагностика (Д1), позволяющая определить уровень сформированности личностных учебно-организационных умений. На основании результатов диагностики определяются механизмы и программа регулирования (Р1) их формирования у учащихся данного класса. После периода целенаправленного формирования умений проводится очередная диагностика (Д1), на основе анализа ее результатов определяется программа дальнейшего регулирования (Р2) процесса формирования умений. Итоговая диагностика в 1-м классе (Д1) констатирует уровень сформированности обобщенного способа организации деятельности. Во 2-м классе отрабатываются элементы линии по описанной ранее схеме. В третьем и четвертом классах проводится диагностика (Д2) и регулирование (Р5, Р6).
Важным моментом является проведение диагностики (Д2) при поступлении учеников в 5-й класс. Ее результаты дают информацию о прочности овладения организационными умениями, о широте переноса и применении умений в изменяющихся ситуациях. Результаты систематического отслеживания овладения младшими школьниками общеучебными организационными умениями с применением ДРЛ позволяют выстроить этот процесс личностно-ориентированным. 3. Конструирование измерителей линии. С целью конструирования ДРЛ были составлены и описаны: • диагностическая беседа (ДО для учеников 1-2-х классов; • диагностические инструкции (Д2) для учеников 3-4-х классов; • уровни определения сформированности умений (низкий, средний, высокий); • сводная таблица оценки уровня обобщенного способа организации деятельности (табл. 1); • уровни обобщенного способа организации деятельности (табл. 2). 4. Стандартизация линии. Обработка полученной в результате всех диагностик информации оформляется в форме аналитических справок, включающих описание определенной стратегии дальнейшего формирования умений комплекса. Управление процессом формирования комплекса личностных учебно-организационных умений у младших школьников предполагает отслеживание этого процесса, его результатов на протяжении всего периода начального обучения; определение показателей каждого ученика при переходе в основную школу. Проводится сравнительная характеристика достижений, что позволяет определить прочность овладения школьниками обобщенным способом организации деятельности. Для наглядности строится диаграмма. Таким образом, можно отследить продвижение каждого ученика в овладении обобщенным способом организации деятельности.
Титаренко Н.Н. Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников // Завуч начальной школы. 2004, № 3, С. 47.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |