Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ



2016-01-26 967 Обсуждений (0)
ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вследствие различных причин народы перемещаются по территории зем­ли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхож­дения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впос­ледствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родине, или куда мигрировала только его часть. Рассмотрим два последних случая.

Болгарский этнос сформировался в результате миграции, или откочевы-вания со своей исторической родины. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они на­зывались булгары и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в При­азовье в VII в., откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя —хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из кото­рых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI в. Тюрко­язычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно­тюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате вза­имодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­ский язык, стал формироваться славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славян­ским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Кам-ская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники сли­лись с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни. Они сыграли заметную роль в формировании со­временных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X— XIV вв. они создали мощное государство самое сильное в Среднем и Ниж­нем Поволжье. Булгария торговала с Арабским халифатом, Византией, вос­точными славянами, даже соперничала с Киевской Русью, но, как и она, была покорена монголо-татарами. Еще в X в. молодое государство попало в зави­симость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государствен­ной религии.

Выгодное географическое положение на пересечении водных и сухопут­ных торговых путей, обилие плодородных черноземных почв, экспорт пше­ницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий ремесел обеспечили про­цветание Булгарского государства. Булгария была известна своим рынком не­вольников, которых привозили из русских земель и северного Поволжья. Оживленная торговля способствовала развитию городов, которые были не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепо­стями.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре му­сульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось араб­ским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии появились собствен­ные ученые — юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Осозна­вая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его проникновению в соседние земли. В 986 г. булгарские проповедники предлагали великому кня­зю Владимиру Святославичу принять ислам. Принявшая христианство Древ­няя Русь постоянно нападала на Булгарское государство.

Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 г., когда русски­ми дружинами было взято несколько камских городов. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. Появление монголо-татар-

ских орд заставило примириться давних соперников. После поражения рус­ских дружин в 1223 г. на р. Калке булгары успешно отражали набеги монго-ло-татар, но в 1240 г. Булгария подверглась разорению кочевников.

В 1243 г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, в которую как одна из провинций вошла Булгария. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогли возродить экономику Булгарии. Именно благода­ря Булгарии ислам в XIV в. стал государственной религией Золотой Орды, которая позже распространилась на соседние народы — мордву, вотяков,

башкир. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, мощеные улицы, под­земный водопровод свидетельствовали о богатстве страны. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна. Их ме­таллические изделия, украшения и ке­рамика распространились по всей сред­невековой Европе и Азии.

В XIV—XVвв. по мере ослабления Золотой Орды усиливалось военное дав­ление Московской Руси. Русские заняли булгарский престол, а Булгария под­чинилась Москве. Самостоятельность сохранили только северные террито­рии, на основе которых сформировались новое государство — Казанское хан­ство и новый этнос — казанские татары.

Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна часть которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси. На примере болгарского этноса можно проследить и другую особенность расселения этносов вообще — рассеяние его по территориям других госу­дарств. Из общей численности болгар 8,45 млн в современной Болгарии проживает 7,8 млн, на Украине — 234 тыс., в Молдавии — 88 тыс., в России — 32,8 тыс. Они образуют диаспоры.

Диаспора(от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной ча­сти народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет доб­ровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Н и одному народу не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начи­ная с XVIIв. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 млн до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бра­зилии, Франции, Германии, Чехии.

Еврейский этнос— это, пожалуй, самый распыленный народ. Его диаспоры разбросаны по всему миру. По этому признаку его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые еврейские диаспоры образовались доброволь­но, но большинство диаспор или по крайней мере самые известные сформи­ровались путем насильственной миграции. Евреи почти 2000 лет прожили за

пределами своей этнической родины Палестины, откуда их после восстания вТв н э выселил римский император Тит Веспэсиан. Однако они не пере­стали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Вытеснения выселения, погромы и преследования на протяжении не­скольких тысяч лет вынудили еврейский этнос расселиться по всему миру. Как правило евреи на новой родине становились высококвалифицирован­ными ремесленниками (в основном сапожниками, портными и ювелирами), торговцами и банкирами (самый известный пример - семья Ротшильдов, имеющая в своей родословной несколько десятков поколений), политичес­кими лидерами (евреев было много в большевистском правительстве), зна­менитыми учеными, музыкантами, поэтами, иными словами, занимали в социальной иерархии высшие ступени.

Риг 56 Чршь некогда единого булгарского этноса превратилась в проводника ислама на территории Руси, а другая - в проводника и защитника православия

Диаспора —это часто начало формирования национального меньшинства.

Национальное меньшинство- отдельная часть этноса, оказавшаяся за преде­лами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноимен­ного государства Национальные меньшинства также именуют этническими.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одно­именное этническое большинство, т.е. основная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (есть страна, име­нуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР русские

стали этническим меньшинством во всех республиках бывшего СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобре­тен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этничес­кой группой, название которой совпадает с названием государства. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставле­но на научную основу в США, где белое население, составляющее большин­ство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, нахо­дившегося в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала десятки мил­лионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля белых стала сокра­щаться, а доля небелых интенсивно расти. Американские этнологи начали по­говаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Например, из 7,3 млн жителей Нью-Йорка в 1991 г., 28,7% составляли черно­кожие, 24,4% — испаноговорящие, 7,0% азиато-американцы, 0,4% — корен­ные американцы и 39,5% — другие, в том числе неиспаноговорящие белые. В Лос-Анджелесе из 3,5 млн человек 14% были чернокожие, 39,9% — испаного­ворящие, 9,8% — выходцы из Азии, 0,5% — коренные американцы и 35,8% — неиспаноговорящие белые (Statistical Abstract 1991. P. 34—35).

Теперь уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоци­ации (клубы, партии).

Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. Численность афро-американцев стабилизировалась, а число латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалось. Между тре­мя типами меньшинств — выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии — начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага: рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раз­даваемые официальными властями. В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анджелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воева­ли на три фронта: против белых, корейцев и испано-говорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу после беспорядков, показал, что афро-американ­цы выступают против миграции иностранцев в США даже активнее, чем бе­лые. Малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки кон­курировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех по­страдали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анджелеса (средний класс давно выехал из центров американских горо­дов в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.

За сотни лет рабства и борьбы с ним американские чернокожие настоль­ко усвоили ценности культуры белых, что восприняли ее как свою собствен­ную и активно стали защищать. В интервью, взятом у чернокожих после со­бытий 1992 г., обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те не приветливы, не добродушны и не патриотичны, как белые американцы, живущие по со­седству. Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей дру­гих угнетаемых. Национальное меньшинство по своим ценностям стало не-

отличимым от национального большинства, и если в будущем белые в Аме­рике окажутся в численном меньшинстве, функцию распространения идеа­лов белой культуры за них выполнят, скорее всего, афро-американцы.

Национальное большинство по-разному относится к национальным мень­шинствам. Издавна белые относились к неграм как к тупым и ленивым ра­бам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип выветрился. К азиато-американцам сразу относились иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветство­вались американцами. Их называли «образцовые национальные меньшин­ства». Но они жили весьма изолирован­но, что нравилось далеко не всем амери­канцам. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или ма­газин, брал на работу прежде всего род­ственников, что выходило даже дешев­ле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы бизнес­мены нанимали работников независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.

Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями ко­торых они выступают. Азия — очаг древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Амери­ка находится как бы посредине, и успехи у латино-американцев средние. Ус­пехи афро-американцев объясняются главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую уже более 200 лет. Но в то же время черно­кожие усвоили и новый для них, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиа-то-американцев.

Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физи­ческое насилие выступают элементами социального и этнического выравни­вания. Чаще всего к ним прибегают, конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. В 1930-е гг. захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочни­ков и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальян­ские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали дру­гим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX в. итальянскую мафию сме­нили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, ста­тусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.

Не всегда просто выяснить вопрос, кто является меньшинством, а кто большинством. Иногда большая часть этноса проживает за пределами тер­ритории или государства, одноименного с эти этносом. Например, числен­ность татар в Российской Федерации превышает 5,5 млн, однако в самом

Татарстане их проживает менее 2 млн, т.е. большая часть татар живет за пре­делами одноименного государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Термин «меньшинство» не значит, что эти группы содержат меньше чле­нов, чем группы большинства. С точки зрения доходов, авторитета и власти женщины в США и черные в Южной Африке являются меньшинствами, хотя численно составляют группы большинства. В 1992 г. этнические албанцы — мусульмане, были политическим меньшинством, хотя являлись подавляю­щим численным большинством (90% населения) в Косово, в районе бывшей Югославии (ныне Сербия и Монтенегро), граничащем с Албанией.

Курды являются меньшинством в Турции, Иране, Ираке и Сирии. По­добная ситуация возникла и с азербайджанцами. Они составляли меньшин­ство в бывшем СССР и до сих пор являются им в Иране. Первая мировая война разделила на части курдов. Курды — самый многочисленный в мире народ, не имеющий собственного государства.

Этнические группы живут в различных нациях-государствах по причине миграции. В результате массовых миграций начала XX в. множество немцев, поляков и итальянцев переехало в Бразилию, Канаду и США. Благодаря миг­рации китайцы, сенегальцы, ливанцы и евреи распространились по всему миру.



2016-01-26 967 Обсуждений (0)
ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)