Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОГДА ЛЮДИ СПЕШАТ И НЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ



2016-01-26 824 Обсуждений (0)
КОГДА ЛЮДИ СПЕШАТ И НЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Все мы знаем, что нравственные нормы требуют оказывать первую по­мощь человеку, попавшему в беду. Так должно быть. Это идеал. Но как про­исходит в жизни? Насколько должное отличается от реального?

Психологи решили выяснить, при каких обстоятельствах люди реально приходят на помощь. Каждый человек, который видит, что другому челове­ку нужно немедленно помочь, мысленно задает себе следующие вопросы:

1. Действительно ли ситуация так серьезна, что требует моей помощи?

2. Дело требует моего личного вмешательства?

3. Будет ли оказание помощи трудным для меня?

4. Потребует ли оно больших затрат?

5. Принесет ли мое вмешательство пользу жертве?

6. Могу ли я легко исчезнуть с места происшествия?

Наша реакция на ситуацию, считает Аронсон, будет зависеть от ответа на каждый из этих вопросов4.

Первое условиеоказания помощи — быть уверенным, что ситуация — чрезвычайная. Когда человек прилег на скамейке, а вы не знаете, что с ним: сердечный приступ, напился, решил поспать, то решимость, с какой вы бро­ситесь на помощь, резко снижается. Вы не уверены, что ситуация критичес-

3 Аронсон Э. Указ. соч. С. 51.

4 Там же.

кая. Но если упавший корчится в судорогах, просит о помощи, вы немедленно придете на выручку.

Второе условие— обязательная личная ответственность. Если вы стоите в толпе, окружившей раненого человека, то ваше желание помочь ему умень­шается по мере возрастания числа окружающих. Чем больше людей вокруг жер­твы, тем скорее у вас появится мысль о том, что другие смогут помочь, что во­обще это не ваше дело. Происходит любопытное явление, известное психоло­гам как «размывание ответственности». Будь вы один, вы бы ни на кого не перекладывали ответственность. Помощь пострадавшему рассматривали бы как свою личную ответственность. Нов толпе она становится безликой (как и

воообше все, что попадает в толпу). Свою огромную ответственность вы делите на число людей вокруг, и вам остается ма­ленький кусочек. А его можно и не заме­тить. Люди охотнее идут на помощь, ког­ да убеждены, что только они знают о чрезвычайной ситуации. Третье условие— понимание цены вмешательства. Люди все-таки помо­гают меньше, если цена вмешательства высока. В одном эксперименте муж­чина на улице внезапно падал на тротуар, незаметно раздавив во рту капсулу с красной краской, отчего создавалось впечатление, что у него изо рта сочится кровь. Хотя прохожие понимали, что случай серьезный и надо спешить на помощь, мало кто бросился к «истекающей кровью жертве». Но если в ана­логичной ситуации крови не было, люди приходили на помощь чаще. Поче­му? Пугались вида крови или ее вид их просто отталкивал?

Американские ученые провели в Принстонской теологической семина­рии поразительный эксперимент. Студентам объявили, что вот-вот их нач­нут записывать на студии — надо подготовить хорошую речь и отправиться всоседний корпус. Первой группе сообщили, что они опаздывают на запись, второй — что все идет по графику, третьей — что у них есть время в запасе. На пути в то здание, где должна была состояться запись, испытуемые встре­чали в дверном проеме человека, сидящего на полу с поникшей головой и зак­рытыми глазами. Когда они проходили мимо, он начинал тяжело кашлять. Почти вся первая группа, особенно спешащие студенты-богословы, прошла мимо попавшего в беду человека, не задерживаясь, — только 10% испытуемых предложили свою помощь. Во второй и третьей группах — «шедших по графи­ку» или имевших запас времени, — более половины остановились, чтобы ока­зать ему помощь. Самое интересное, что в их речи, которую предполагалось записать, должна была прозвучать притча о добром самаритянине (евангель­ский персонаж — синоним бескорыстия и благотворительности)5.

Четвертое условие:оказывая помощь, люди учитывают не только издер­жки, но и возможную пользу, которую они могут принести. Имеется доста­точно доказательств, что люди помогают друг другу, если они уверены в том, что их действия полезны. К примеру, один из экспериментов показал: в том случае, когда индивид испытывал боль, а свидетель, зная, что его вмешатель­ство способно уменьшить мучения, тем быстрее вмешивался, чем более яв­ной была боль. В том случае, когда свидетель не был уверен, что его вмеша-

Аронсон Э. Указ. соч. М, 1999. С. 72-74.

тельство поможет уменьшить мучения, он тем медленнее действовал, чем сильнее было проявление боли у индивида.

Люди испытывают неприятные ощущения, наблюдая чужие страдания, и чем сильнее чужая боль, тем неприятнее наши ощущения. Уменьшить их можно двумя путями: либо оказать немедленную помощь, либо уйти от этой ситуации. Если нам ясно, что мы в состоянии помочь, мы действуем быст­ро, особенно когда боль сильна. Когда мы понимаем, что ничего не можем сделать, то происходит противоположный процесс: чем сильнее испытыва­емая жертвой боль, тем с большей решимостью мы отстраняемся от проис­ходящего.

Каждому из нас приходилось слышать истории про тех, которые, спасая членов своей семьи, шли буквально на все — врывались в горящее здание, преграждали путь несущейся автомашине... Мы испытываем большую эм-патию и принимаем на себя большую ответственность, когда жертвой явля­ется кто-то из близких.

ОБЩИННЫЙ ДУХ В ЯПОНИИ

Главной причиной поразительных достижений Японии считают общин­ный дух — чувство товарищества и взаимовыручки. Общинное сознание пу­стило глубокие корни в японском обществе в XV—XVI вв., но никто не счи­тал преданность феодалу обязательной для вассала. После революции Мэй-дзи в 1868 г. в период развития капитализма в Японии текучесть кадров на предприятиях достигала до 80— 100% в год. Убытки были ощутимы. Тогда по­считали систему пожизненного найма. Он был объявлен выражением «япон­ского духа», т.е. общинного и даже богоугодного. Пожизненный найм позво­лял предпринимателю «отцу» в рамках «фирмы-семьи» максимально исполь­зовать своих работников в интересах фирмы. Работники, считая свое предприятие семьей, а руководителя отцом, были обязаны трудиться в ней всю жизнь. Это вполне объяснимо, если учесть, что супруги, заключая брач­ный союз, клянутся в верности друг другу на всю жизнь, обязуются заботиться друг о друге, быть вместе в радости и горе. Также ведут себя и японские ком­пании, поэтому рабочему, если он добропорядочный «семьянин», не грозит безработица. Система пожизненного найма создала в стране обстановку не­приязни у рабочих к людям, меняющим место работы. Их, как и у нас, на­зывали «летунами».

Многие фирмы создают психологически совместимые коллективы — в кругу симпатичных и дружески настроенных друг к другу людей трудно про­гуливать, опаздывать, плохо работать.

Продвижение по службе происходит в зависимости от возраста и стажа, а во вторую очередь учитываются уже все остальные качества. Поэтому япон­цы не конкурируют и не подсиживают друг друга. Группа встает на защиту своих членов. Она не позволяет увольнять человека за неспособность к ра­боте. Но и спрос с каждого самый высокий. Японцу лучше умереть, чем под­вести коллег.

Соблюдается традиция японских университетов — до самой смерти сохра­нять узы товарищества, которые надежнее родственных уз. Общинной пре­данностью охвачены все государственные чиновники, лидеры делового мира,

2S0

ученые и писатели — их объединяет пожизненно Токийский университет, университет Кэйо, университет Васэди.

Первое, что постигает ребенок в Японии, — необходимость жить в гар­монии с группой. Когда японец убежден, что его любят в группе, по отно­шению к которой он испытывает преданность, он трудится с большей отда­чей, чем любой работник в западных странах. Японец не может восприни­мать себя вне группы, вне организации, вне коллектива, членом которого он является.

Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, груп­пами участвуют в праздниках и демон­страциях, ходят в школу группами, ста­раясь носить одинаковые значки, иметь одинаковые элементы одежды и т.п.

Группа — единый организм, каждый член которой является его клеточкой. У японца две модели поведения: вне груп­пы он замкнут, неразговорчив и фор­мально почтителен (знаменитая улыбка сквозь зубы), а в своей группе он раско­ван, общителен и всегда готов прийти на помощь.

Если западную группу сравнивают с горстью твердых камней, то япон­скую — с мягкой глиной. Группа прини­мает разнообразные формы, и эта фор­ма определяет поведение каждого чело­века. Самым ценным его качеством является умение ставить во главу угла интересы группы, желание и умение быть полезным ей.

В случае если группа принимает но­вого индивида, выясняется, насколько этот человек надежен в групповом по­ведении, и меньше всего учитываются его отношение к труду и личные ка­чества. Образцовым работником считается тот, кто лучше вписывается в группу, а не тот, кто лучше может выполнять ту или иную работу.

Главной чертой группы является принцип «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Если нужно, группа сама признает чей-то приоритет, но работ­ник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необ­ходим, но достижения члена группы, его более высокие результаты счита­ются достижением группы. Поэтому никто не приписывает успехи лично себе. Чем больше он говорит о своем Я, тем меньше шансов получить про­движение в группе. В Японии работник, общаясь с людьми, включенными в туже группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень.

В японской практике практически невозможно стать руководителем, не будучи членом группы. Для японца нет более жесткой кары, чем оказаться выброшенным из общины в чужой мир, простирающийся за ее границами. Самое страшное наказание — изгнание из группы — может быть назначено не за кражу или хулиганство, а за измену и попрание интересов группы.

Что такое этнос?

Говоря об этносах, мы вторгаемся в пограничную область, лежащую на пе­ресечении социальной и биологической сфер. Этнос — в широком смысле на­родность или нация — сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.

Человек, как известно, входит в состав приматов (от лат. primatus — пер­вое, высшее место) — отряда млекопитающих, включающего два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Отряд приматов насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Полуобезьян насчитывается около 50 видов, а обезьян — 150. Среди них только человек представлен одним видом. Это оз­начает, что все люди независимо от расы и национальности принадлежат к одному виду, т.е. являются кровными родственниками.

Рис. 55. Джентльмен и потрепанный субъект выходят из разных дверей, но на одной написано М.

я на друзой Ж

Откуда же взялось такое разнообразие типов людей — желтолицые мон­голоиды, чернокожие негроиды и белолицые европоиды? А если учесть раз­личие национальностей, физического роста, строения тела и прочие призна­ки, то создается впечатление, что на самом деле человечество столь же био­логически разнообразно, как разнообразен, скажем, мир обезьян.

Отчасти причиной разнообразия типов человека служат физические фак­торы — географическое место обитания или климат. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица — это биологическая реакция чело­веческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, не­хватку солнечных лучей и т.д. Являясь единым биологическим видом, чело­вечество состоит из многочисленных групп, задаваемых как природными, так и общественными признаками. Биологические признаки ответственны зато,

что люди делятся натри расы, два пола и несколько возрастов: чернокожие или белолицые, мужчины и женщины, дети, юноши, взрослые, пожилые и старики. Но главными факторами выступают социальные (факторы). В этой сфере власть природы над нами затухает, а затем и вовсе исчезает. Действи­тельно, такие факторы, как национальность, экономические, профессио­нальные, политические, религиозные, культурные статусы, задаются обще­ством, а не природой.

Можно утверждать, что гораздо большее значение имеет социальная реак­ция человека на физические факторы. Географическая изолированность, труд­нопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, менталитете, языке, привычках и традициях, культуре тех кровнородственных

общностей, которые компактно обитали в данной местности. Они определили характер и своеобразие этих общностей. Такие общности следует называть этносами. Этнос(от греч. ethnos — пле­мя, народ) — собирательное название для больших по численности кровно­родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Эти три типа социобиологических общностей — племя, народность и нация — обра­зуют те самые виды, которые у обезьян составляют шимпанзе, гориллы или макаки. Но у людей это не биологические, а социоисторические виды. Ина­че их называют историческими формами этноса.

Итак, человек отличается от всех или большинства других видов живых су­ществ своей единственностью. От своих собратьев по животному миру чело­век отличается еще и тем, что только люди знают своих бабушек и дедушек. Это свойство предполагает, что только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим путем, асоциальным. Откуда взяться бабушкам у горилл, если детство у них короткое, живут они недолго, в соци­ализации, продолжающейся всю жизнь, старики не принимают участия. За­кон борьбы за существование предполагает, что старики, не способные бороть­ся с молодыми самцами, должны уходить из стада и умирать. У животных нет и не должно быть социального явления «старшее поколение», выхода на пен­сию, социализации пожилых, послепенсионной деятельности и т.п.

Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и та­кого явления, как поколение. У них нет и конфликта между отцами и деть­ми вследствие расхождения в ценностях, взглядах на мир, образе жизни. У них вообще нет поколения как самостоятельного образования, нет заботы о старшем поколении, нет авторитета старших, сыновней почтительности и уважения к старшим. Но отсюда следует, что нет и многих других факторов, которые создают племя, народность и нацию. Например, у животных нет фамильного дерева и родословной, у них нет имени и отчества, которые свя­зывают живущих ныне с дедами и прадедами, нет понятия «мой род», кото­рый может насчитывать 20—30 поколений.

Следовательно, у животных нет семьи, рода и клана, из которых, как из первичной материи, формируется племя — самая ранняя форма этноса.

Семья— наименьшая кровнородственная группа людей, связанных един­ством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько се-

мей, вступивших в союз, образуют род.Роды объединялись в кланы. Клан— группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляет племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности лю­дей. Теперь мы знаем два признака этноса — быть кровнородственной груп­пой — биологический признак и межпоколенной общностью — первый це­ликом социальный признак. Но мы уже говорили, что этнос — пограничная категория. У него двойственная природа — биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и со­циальные группы. Этим этнос выделя­ется из всего множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс человек может выбрать добровольно, то национальность он не выбирает, а на­следует от родителей. Хотя если родите­ли разнонациональные, то их ребенок вправе выбрать одну или другую. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древ­нее происхождение от общего предка, но также общность исторической судь­бы, общие традиции, культура, особенности быта. В список общих черт эт­носа надо включить еще два очень важных фактора — общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке говорит несколько народов. Например, по­чти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.; на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут пе­реселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формиру­ют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяет­ся, видоизменяется, но суть его остается прежней. Территория и язык навсег­да соединены с этносом. За что борются малые народы и часто не на жизнь, а на смерть? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на ко­тором эти предки говорили. Большинство этносов проживает компактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испан­цы — в Испании, англичане — в Англии.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. У большинства этносов долгое проживание на одной территории отклады­вает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйствен­ный уклад, манеру общения. А некоторые народы почти всегда бродили по земле, например цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

Не меньшую роль играет еще один признак общего —этническое самосоз­нание.Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его истори­ческой судьбе, только тогда человек сохранит в себе его традиции и ценнос­ти. Цыгане, где бы они ни скитались, не расстаются со своими традициями. А многие русские легко усваивали чужое: в Америке становились американ­цами, а в Германии — немцами. Десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции, или с трудом удерживают их в памяти, передавая их детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать этнической идентификацией или отождествлением себя с этносом.

Духовное отождествление себя со своим этносом (этническая идентифика­ция) —сильнее территориального или языкового признака. Русские, осевшие 30—50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и духу, чув­ствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли десятилетия. Но они и сами были духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и куль­турную ответственность. Речь идет о русском дворянстве и интеллигенции.

А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десятиле­тие, отмежевались от России духовно, когда на их этнической родине стало чуть хуже, чем всегда. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на род­ном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:

кровное родство — единство происхождения от общего предка;

устойчивая межпоколенная преемственность;

единство территории;

единство языка;

общность исторической судьбы;

общая культура и традиции;

общее самосознание (этническая идентификация).

Эти признаки правильно именовать этнообразующими факторами. Про­ведите самостоятельно сравнение основных признаков общества и основных признаков этноса, отметьте между ними сходство и различие, сделайте вы­воды, выяснив новые подробности. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?



2016-01-26 824 Обсуждений (0)
КОГДА ЛЮДИ СПЕШАТ И НЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОГДА ЛЮДИ СПЕШАТ И НЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)