Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из жития преподобного Пахомия



2016-01-26 407 Обсуждений (0)
Из жития преподобного Пахомия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Феодор, ученик святого Пахомия, хоть и юн был возра­стом, но не по возрасту имел разум: он даже оказывал помощь тем, кто не был так силен в подвиге, как он сам. А великий Пахомий примечал то, как рассудителен во всем Феодор, и радо­вался за него.

Каждый вечер было принято, чтобы все сходились вместе слушать наставление великого старца. И вот однажды, когда все для этого собрались, он повелевает Феодору — а тот, как сказа­ло, был еще молод, и ему едва исполнилось двадцать лет, — по­велевает сказать братьям слово Божие. Тот послушно, без вся­кого прекословия отверз уста и начал им говорить все, что было нужно для душевной пользы.

Увидев такое, кое-кто из более заслуженных старцев решил его не слушать:

— Уже и новоначальные стали нас учить! Не будем его слушать!

Так они сказали друг другу, оставили собрание и разошлись по своим келиям. Когда же наставление закончилось, Великий послал за ними и пригласил к себе. Когда они пришли к нему, он стал их спрашивать:

— Чего ради вы оставили собрание и ушли в свои келии?

— Здесь так много старцев и преуспевших монахов, — от­ветили те, — а ты поставил мальчишку учить нас.

Когда Пахомий услышал это, он тяжело вздохнул и, по­грустнев, спросил их:

— Знаете, откуда в мире берет начало всякое зло?

— Откуда? — спросили те.

— От гордости, — ответил он им. — Из-за нее «упал с неба денница, сын зари, и разбился о землю» (Ис 14. 12). Из-за нее и Навуходоносор, царь Вавилона, жил вместе со зверями (Дан. 4). Разве не слышали вы написанное: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч 16. 5)? Разве не слышали, что «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто уни­жает себя, тот возвысится» (Мф 23. 12)? Неужели вы не знали этого и над вами так насмеялся диавол, что вы потеряли всю вашу добродетель? Ибо гордость есть начало и мать всех зол. Не Феодора вы отвергли, когда ушли, а отказались от Сло­ва Божия и лишились Святого Духа. Поистине, вы достойны всякого сожаления! Неужели от вас укрылось, что это сатана толкнул вас на это?

— О великое чудо! — продолжал он. — Ради нас Бог «сми­рил себя, быв послушным даже до смерти» (Флп 2. 8), а мы возносимся, хоть и должны по своей природе хранить смирение. Невместимый и Высший всякого естества смирением спас мир, тогда как мог одним Своим взором сжечь вселенную. А мы — земля, прах, даже нечто более ничтожное! — превозносимся и того не знаем, что этим мы низводим себя в «преисподняя земли». Разве не видели вы, как внимательно слушал его я сам? И говорю вам, что мне от этого была большая польза. Я разрешил ему говорить не для того, чтобы вас испытать, а в надежде и сам поучить пользу. А вам так тем более следовало его послушать, и безо всякой гордости. Говорю вам правду: я, тот, кто от Бога поставлен над вами, чтобы стать вашим отцом, слушал его так, словно до этого не мог отличить левой стороны от правой. И говорю вам, как пред Богом: если вы не явите покаяния еще боль­шего, чем ваш проступок, и вам не будет прощен этот грех — вы погибнете. Потому как если вы начали так скверно, то и далее не остановитесь, пока не достигнете последнего осуждения.

Такими речами святой Пахомий прижег, как и следовало, язву гордости, а затем мягким увещанием исцелил их болезнь. Ибо, когда нужно, бывал он строг, а когда требовалось — смягчался, обличая и побуждая к благу тех, кто грешил.

2. Другой раз святой пришел туда, где плели цинов­ки, и сел работать. Тут подошел мальчик — он был назна­чен на ту неделю помогать работавшим. Мальчик увидел, как великий Пахомий работает, и говорит ему:

— Не подворачивай так концы — ты это неправильно делаешь. Вот авва Феодор по-другому плетет.

Пахомий встал и говорит ему:

— А покажи мне, чадо, как по-другому?

Тот показал ему, и Пахомий, совершенно довольный, опять сел работать. Так даже в этом деле Пахомий ниспроверг духа гордыни. А если бы он был плотского образа мыслей, то не толь­ко бы не послушался, но, пожалуй, еще и отругал бы отрока за то, что тот слишком много говорит.

 

Из жития святого Арсения

 

Великий Арсений был велик своими знаниями — и в свет­ском, и в духовном. Он, скажем прямо, всех людей того времени превосходил ученостью и добродетелью — потому-то его и выб­рали изо всех остальных воспитателем Гонория и Аркадия, де­тей царя Феодосия. После он долгое время провел в подвигах в Скиту и обрел более глубокое ведение божественного. Но при всем при этом он, по избытку смирения, не стыдился спрашивать у самых простецов и по возможности искать у них назидания.

Однажды кто-то увидел, как Арсений спрашивает о помыслах одного египетского монаха и советуется с ним. Человеку это показалось странным, и он спросил у святого объяснений.

— Не спорю, — ответил тот, — что я в какой-то мере чужд образования. Но, признаюсь, мне не известна даже азбука этого простеца.

Так он намекнул на божественное делание и ведение.

2. Однажды ему случилось быть возле реки, и он уже собирался переправиться, как какая-то женщина из эфиоплянок ухватила его за милоть. Он, было, строго укорил ее за это, но она в ответ сказала:

- Ты монах, Арсений, — вот и иди в горы.

Арсению эти слова показались очень полезными.

 

Из патерика

 

Однажды авве Антонию принесли письмо от царя Констан­тина, чтобы ему ехать в Константинополь. Он думал, как посту­пить, и говорит авве Павлу, своему ученику:

— Нужно мне ехать или нет?

— Если поедешь,— ответил ему тот,— будут называть тебя Антонием, а не поедешь — аввой Антонием.

Антоний послушался и не поехал.

2. Брат попросил молоденького монаха, почти ребенка, ска­зать ему слово.

— Если твои слова пустые, — ответил тот, — держи их при себе. А если в них есть толк, воспользуйся случаем и скажи. Но даже если толк в них есть, говори не долго, а покороче — и бу­дешь спокоен.

3. Авва Олимпий рассказывал: «Однажды в Скит спус­тился языческий жрец. Он пришел ко мне в келию и остановился на ночь. И когда он увидел, как живут монахи, то спросил меня-

— Вы ведете такую жизнь и ваш Бог ничего вам не являет.

— Ничего, — ответил я ему.

— Но даже мы,— говорит тот, — если служим нашему богу, то он ничего не скрывает от нас и показывает нам все свои тай­ны. А у вас столько трудов, бдений, уединение, подвиги, и ты мне говоришь, что вы ничего не видите?! Верно, есть какие-то дурные мысли у вас в сердце, если вы ничего не видите. Они-то вас и отлучают от вашего Бога, и потому Он не открывает вам Свои таинства.

Когда жрец ушел, я передал его слова старцам. Все удиви­сь и сказали:

— А ведь так оно и есть! Нечистые помыслы отлучают че­ловека от Бога».

4. Авва Макарий рассказывал:

— Когда я был моложе, я устал находиться в келии и вы­шел в пустыню. При этом я сказал себе: «Кого бы ты ни встре­тил, спроси у него назидания». Иду и вижу мальчика. Он пас быков. Я спросил его:

— Что мне делать, детка? Я голоден.

— Тогда поешь, — говорит мальчик.

— Да я уж ел, — говорю я, — и снова хочу.

— Поешь еще раз, — отвечает мальчик.

— Да я уже много раз ел, и все равно хочется, — сказал я ему.

Тут он мне говорит:

— Что ты, авва, осел, что ли, что все время есть хочешь?

И получив назидание, я пошел.

5. Старец сказал: «Я хочу учиться, а не учить».

6. Авва Макарий спросил авву Захарию:

— Скажи мне, что должен делать монах?

— И ты меня об этом спрашиваешь? — спросил его Захария.

— Мне было откровение о тебе, чадо Захария, — ответил авва Макарий. — И я чувствую, что Кто-то побуждает меня спро­сить тебя.

Тогда Захария ответил ему:

— По-моему, отче, всегда понуждать себя — вот что должен делать монах.

 

ГЛАВА 39. О том, что верующий должен верить не в себя, а в то, что он спасается и укрепляется на всякое благо ради своего духовного отца, и всегда просить его молитв, ибо они могут многое

 

 

Из Григория Двоеслова

 

Либертин, ученик святого Гонората (о нем упоминалось и в других главах), был послан игуменом, преемником Гонората, по какому-то монастырскому делу. Либертин так почитал святого Гонората, что, куда бы ни пошел, всегда носил за пазухой калигу (род обуви на Западе) своего учителя. И вот, когда он проез­жал через Равенну, одна женщина везла тело своего умершего сына и случайно увидела святого. Она поверила, что это раб Божий, притом и скорбь по умершему сыну терзала ее. Женщи­на схватила за узду коня Либертина и с клятвой сказала, что не даст ему уйти, пока тот не воскресит ее сына. Либертину никог­да не доводилось творить подобное чудо, а клятва и просьба жен­щины ужаснули его. По чрезмерному смирению он хотел было проехать мимо нее, но она его не пускала. Наконец в Либертине победило сострадание. Он сошел с коня, преклонил колени и воз­дел руки к небу. Затем он вытащил из-за пазухи калигу, которую носил с собой, и положил ее на грудь мертвому ребенку. И в то время, как Либертин молился, душа ребенка вернулась в тело и мальчик воскрес. Либертин взял его за руку и передал плачу­щей матери живым, а сам продолжил свой путь.

Петр. Как же все-таки понимать: это великое чудо сотво­рила святость Гонората или молитва Либертина?

Григорий. В этом чуде к вере женщины присоединилась сила того и другого. И, как мне кажется, Либертин смог это сде­лать потому, что больше верил в силу учителя, чем в свою. Он ведь положил калигу на грудь умершего, а значит, считал, что так может исполниться его просьба. Когда Елисей нес милоть учителя, он подошел к Иордану и ударил ею раз — вода не рас­ступилась. Но лишь только он сказал: Где «Господь, Бог Илии?» — и снова ударил реку милотью учителя, река дала ему путь (4 Цар 2. 13-14). Видишь, Петр, как важно смиренномудрие, когда творится чудо? Пророк смог повторить чудо своего учите­ля, лишь когда обратился к нему и с верой призвал его имя.

 



2016-01-26 407 Обсуждений (0)
Из жития преподобного Пахомия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из жития преподобного Пахомия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)