ТВОРЧЕСТВО ВМЕСТО СТЕРЕОТИПНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Творчество характеризуется нестандартным подходом к характеру деятельности. Используемые в контексте творческой деятельности методики, правила, технологии часто отличаются от привычных. Творческий подход в командевсегда более эффективен, результативен, рационалистичен, экономичен, чем деятельность по принятым правилам. О творчестве сегодня немало написано, существуют прекрасные тренинги развития креативности. Однако пониманию творчества в команде уделено, на наш взгляд, еще недостаточно внимания. Если в команде собрались одни творческие личности, это замечательно. Правда, при одном условии — творческие действия должны быть направлены на достижение общего результата. Каждый член команды может иметь индивидуальную направленность творческой активности. Для одних характерна невероятная самоотдача, увлеченность делом, и в этом реализуется их творческая энергия. Другим свойственно совершенствовать имеющиеся технологии и подходы. Третьи придумывают, изобретают что-то принципиально новое. Все это ипостаси творчества. Для того чтобы знать, какое задание поручать команде и прогнозировать результат его выполнения, важно знать, носителями каких форм творчества являются члены команды. Чаще всего в контексте работы команды, ее члены проявляюттри формы творчества (креативности): 3 энтузиазм; Q рационализаторство; □ изобретательство. Рассмотрим каждую из них подробнее. «Энтузиазм».Использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, душевной теплотой, неформальным подходом. За счет такой нестандартности заметно повышаются авторитет, влияние и, как следствие, качество и надежность результата, на получение которого направлена деятельность. Для такого подхода характерно ненормированное привлечение собственных ресурсов: эмоциональных, духовных, моральных, физических, материальных. Для того чтобы выполнить задание, человек может пожертвовать собственными деньгами, не спать, не есть, «разбиться, но сделать». Человек «болеет за дело» и делает все возможное и невозможное для того, чтобы оно «двигалось». Энтузиазм имеет свои «плюсы» и «минусы». «Плюсы»: Q максимальное человеческое, душевное, заботливое отношение к заданию, ситуации, ее объектам; □ перспективная польза для развития ситуации и ее объектов; □ уникальный результат. «Минусы»: □ подход реализуется за счет самоотверженности и душевных качеств члена команды; □ нестандартность подхода делает его носителя единственным и незаменимым; другой человек, не обладающий этими качествами, не сможет выполнять работу с такой же эффективностью и самоотдачей; □ малая приемлемость «энтузиазма» для большинства; □ большой расход используемых ресурсов (жизненная энергия, финансы, материалы, время, оборудование и пр.) □ «сгорание» человека: тот, кто «болеет за дело» или все стремится сделать сам, «с душой», тот больше переживает, затрачивает больше энергии и быстрее «сгорает». Наиболее распространенный пример «энтузиазма» — это эксклюзивные вещи ручной работы, продукты, материалы. Они всегда дороги и предполагают наличие Мастера. 2. «Рационализаторство».Совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик (правил, механизмов, технологий и т. п.). Эффект может проявляться: □ в облегчении методик; G в повышении их результативности; □ в экономии какого-то ресурса (времени, материалов, более высокой квалификации сотрудника и т. п.); □ в качестве и надежности планового результата усовершенствованной методики. Рационализатор стремится что-либо улучшить, усовершенствовать, «обновить». «Плюсы»: □ экономия различных ресурсов; □ упрощение технологии в целом, что делает ее доступной для освоения многими; □ выигрыш во времени или объемах выполненной работы. «Минусы»: О снижение уровня душевной отдачи и «подпитки» для развития ситуации; □ появление рисков, обусловленных рационализацией; Q сокращение рабочих мест. Классический пример — замена ручной дойки коров машинной. Повысились надои, но молоко потеряло некоторые свои свойства. Когда процесс усовершенствования достигает серьезных масштабов, «рационализаторство» может перейти в «изобретательство». 3. «Изобретательство».Предложение принципиально новых приемов, способов, методов, правил, форм организации, форм взаимодействия (учета, контроля) и т. п. Естественно, что новое предложение должно очевидным (для основного состава команды) образом превосходить по конечному результату привычно действующий механизм (методику, технологию, порядок и т. п.). «Плюсы»: □ максимальное содействие техническому прогрессу; □ выигрыш во времени, объемах, расходах; О выигрыш в экономии ресурсов. «Минусы»: □ повышение рисков неапробированных, новых предложений; □ сокращение рабочих мест; □ возможные нарушения привычного хода вещей. Гениальные предложения и изобретения нередко оборачиваются к человеку теневой стороной (ядерное оружие, нарушение экологии и пр.). Важно, чтобы в команде органично сочетались все три формы творчества: и «энтузиазм», и «рационализаторство», и «изобретательство». Для эффективной работы команды достаточно одного-двух «изобретателей» и примерно равного соотношения «энтузиастов» и «рационализаторов». Если команда состоит из одних «энтузиастов», она будет трудиться с невероятной самоотдачей. Однако задания, связанные с поиском новых идей, созданием новых продуктов, технологий, концепций, — будут непростыми. «Команда энтузиастов» — это коллектив отменных исполнителей. Команда, состоящая преимущественно из «рационализаторов», будет прекрасно справляться с заданиями, связанными с усовершенствованием, модернизацией уже имеющихся технологий и продуктов. Команда «изобретателей» продуктивна в областях, требующих постоянного притока свежих идей и комбинаций (творческий и рекламный бизнес, научные лаборатории, биржи и пр.). Способности к «рационализаторству» легко тренируются с помощью специальных игр, используемых в тренингах креативности. Таким образом, команду «энтузиастов» можно обогатить «рационализаторскими» чертами. «Изобретательский» же подход предполагает особый склад ума, также как «энтузиазм» требует наличия определенных личностных качеств (альтруизм, самоотверженность, преданность и пр.) и высокой мотивации. Итак, в групповых играх и упражнениях, направленных на развитие творчества в командной деятельности, мы будем обращать внимание на три ключевых момента: □ диагностика форм творчества (креативности):какую форму творчества проявляет каждый член команды («энтузиазм», «рационализаторство», «изобретательство» или их различные комбинации); понимание форм творчества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата совместной деятельности; □ тренинг креативности:развитие творческих возможностей членов команды; □ результативность творческого процесса:творческие версии членов команды должны существовать не сами по себе, а быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |